Недействующий

Об утверждении стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года (утратил силу на основании совместного приказа Минпромторга России от 06.02.2019 N 302 и Минсельхоза России от 06.02.2019 N 50)

7. Сценарии развития лесного комплекса. Индикаторы и показатели реализации Стратегии


При выборе сценариев развития лесного комплекса рассматривается два альтернативных варианта развития: инерционный и инновационный.

1. Инерционный сценарий базируется на сохранении тенденций в социально-экономических условиях развития лесного комплекса, в том числе лесного хозяйства. Государственная поддержка по этому сценарию будет осуществляться в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419, через предоставление льгот по арендной плате, зачисляемой в федеральный бюджет.

Показатели данного сценария учитывают особенности инерционного сценария развития структуры экономики до 2020 года (Минэкономразвития России), не предусматривающего реализацию прорывных инновационных и масштабных инвестиционных проектов. Основное развитие в лесном комплексе будет осуществляться за счет модернизации и реконструкции действующих производств. Инерционный сценарий развития лесного комплекса не предусматривает существенного повышения конкурентоспособности отечественной лесобумажной продукции за счет снижения материалоемкости и энергоемкости выпуска продукции и повышения производительности труда, нивелирующих прогнозов цен на энергоносители, электроэнергию и железнодорожные перевозки, заложенные в Сценарных условиях социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2020 года Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

По данному сценарию финансирование проектов предполагается осуществлять главным образом за счет собственных средств и привлеченных средств инвесторов. Преимущественно в этом варианте будут реализовываться новые проекты в лесопильно-деревообрабатывающей и плитной промышленности. Развитие целлюлозно-бумажной промышленности будет происходить преимущественно путем модернизации, технического перевооружения и создания новых производств на действующих предприятиях.

Развитие лесовосстановления, охраны, защиты лесов и лесопользования будет осуществляться строго в рамках действующего в настоящее время лесного законодательства.

Развитие лесного комплекса по данному сценарию будет связано со следующими явлениями и процессами:

- неспособностью лесного комплекса к функционированию в режиме интенсивного расширенного воспроизводства;

- превращением в поставщика на мировой рынок лесобумажной продукции с низкой степенью передела и усилением импортной зависимости по большой группе лесобумажных товаров;

- снижением конкурентоспособности отечественной лесобумажной продукции;

- снижением приемлемого уровня жизни населения, связанного трудовыми и другими отношениями с функционированием лесного комплекса.

2. Инновационный сценарий предусматривает целевые меры государственной поддержки лесного комплекса в дополнение к ранее принятым механизмам, закрепленным в действующем законодательстве. Данный сценарий базируется на следующих предпосылках и допущениях:

- максимальный вариант развития экономики до 2020 года (Минэкономразвития России);

- ускорение инвестиционного процесса, в первую очередь в новое строительство целлюлозно-бумажных предприятий;

- масштабная технологическая модернизация действующих производств, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, существенный рост производительности труда;

- возрастание инновационной активности, освоение производства новой высокотехнологичной продукции, производимой в развитых лесопромышленных странах (современные конструкционные материалы из древесины, высокосортные виды бумаги и картона для полиграфии и упаковки, биотопливо);

- совершенствование государственной лесной политики и управления лесами, интенсификация использования и воспроизводства лесов, усиление охраны и защиты лесов;

- восстановление отечественного лесного машиностроения на базе использования отечественного и зарубежного научно-технического потенциала, закупки лицензий, организации совместных производств.

По данному сценарию предусматриваются коренные изменения в структуре лесопромышленного производства за счет приоритетного развития целлюлозно-бумажной промышленности путем создания крупных лесопромышленных комплексов (центров роста), где ведущим звеном являются производства целлюлозы, бумаги и картона. В состав таких комплексов должны включаться лесопильно-деревообрабатывающие, фанерные, плитные производства, а также лесозаготовки и лесное хозяйство.

Одним из приоритетов данного сценария является полномасштабное развитие деревянного малоэтажного домостроения и необходимых для этого конструкционных материалов на основе древесины, отвечающее задачам, поставленным Правительством Российской Федерации по решению жилищной проблемы.

Масштабы лесопромышленного производства на период до 2020 года, определенные на основе оценки спроса на основные виды лесобумажной продукции на рынках стран Европы, СНГ, Африки и Азии и внутреннем рынке Российской Федерации приведены в табл.5.