Недействующий

Об утверждении стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года (утратил силу на основании совместного приказа Минпромторга России от 06.02.2019 N 302 и Минсельхоза России от 06.02.2019 N 50)

6.2. Основные направления государственной лесной политики

6.2.1. Совершенствование государственного управления лесами

Формируется и принимается на государственном уровне лесная политика Российской Федерации, отвечающая интересам государства, бизнеса и общества. Разрабатывается нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию стратегии развития лесного комплекса, гармонизированная с международным правом и лесным законодательством субъектов Российской Федерации, а также комплекс подзаконных актов, регламентирующих порядок использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Совершенствование организационной структуры управления лесами обеспечивается организацией специально уполномоченного органа государственного управления лесами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления и наделением его всеми полномочиями, необходимыми для осуществления возложенных на него функций и реализации национальной лесной политики. Должностные лица специально уполномоченного органа государственного управления лесами наделяются полномочиями по государственному лесному контролю и надзору, обеспечиваются служебным оружием, формой и государственной защитой в соответствии с законодательством.

Предусматривается дальнейшее развитие полномочий государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части передачи функций государственного пожарного надзора в лесах на уровень субъектов Российской Федерации.

На федеральном уровне осуществляется:

- выработка политики развития лесного комплекса;

- правовое регулирование в лесном комплексе;

- контроль за исполнением полномочий, переданных субъектам Российской Федерации;

- межрегиональное управление охраной лесов от пожаров;

- государственная инвентаризация лесов;

- обеспечение кадастрового учета лесных участков;

- мониторинг организации лесопользования, лесопожарный и лесопатологический мониторинг, мониторинг радиационной обстановки в лесах;

- организация лесного семеноводства;

- формирование лесного реестра на федеральном уровне;

- координация деятельности региональных управлений лесами в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- оптимизация лесной науки и лесного образования;

- выполнение международных обязательств Российской Федерации по лесам;

- организация межрегионального взаимодействия при возникновении чрезвычайных ситуаций в лесах.

Важным элементом государственного управления лесами является организация проведения лесоустройства. В настоящее время около 40% лесов имеют давность лесоустройства более 10 лет, а на площади более 3 млн.га лесов, находившихся ранее во владении сельскохозяйственных организаций, лесоустройство вообще не проводилось.

Устройство лесов, являющихся государственной (федеральной) собственностью, осуществляется по заказам органов государственной власти, под контролем государства и за счет средств бюджетной системы Российской Федерации. Данные лесоустройства прошлых лет регулярно актуализируются с учетом текущих изменений в лесах, выявляемых в процессе их мониторинга.

Объектом лесоустройства (таксация лесов и проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов) является лесничество, как территориальная единица управления лесами и ведения государственного лесного реестра, или лесной участок.

Материалы лесоустройства направлены на получение точной и объективной оценки эксплуатационных запасов насаждений при планировании к освоению лесных ресурсов в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов, при выставлении лесных участков на аукционы по продаже права на заключение договора аренды, при уточнении расчета ежегодно возможного размера отпуска древесины на арендованных лесных участках.

Вне зоны аренды первоочередному устройству подлежат лесные участки с высокой природной пожарной опасностью, неблагополучной лесопатологической ситуацией, интенсивным лесокультурным производством, требующие квалифицированных лесопроектных решений по назначению комплекса мероприятий по охране и защите лесов, воспроизводству лесов, в т.ч. уходу за лесами.

Лесоустройство должно проводиться государственными организациями.

В целях совершенствования государственного лесного контроля и надзора проводится укрепление его кадрового состава и материально-технической базы, расширение полномочий и обеспечение безопасности труда государственных лесных инспекторов.

6.2.2. Лесное планирование и долгосрочное прогнозирование состояния лесов

Планируется осуществить комплекс мер по совершенствованию функциональной структуры управления лесами путем реализации замкнутого цикла управления, включающего анализ, планирование, контроль реализации лесных планов и их корректировку, осуществляемого на различных уровнях управления лесами (федеральном, региональном, местном), обеспечения оценки управления лесами в субъектах Российской Федерации на соответствие международно признанным принципам и критериям.

Лесные планы субъектов Российской Федерации должны увязываться со Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации и иными документами стратегического планирования федерального уровня.