В целях усиления охраны и защиты лесов предусматривается переход к стратегии управления лесными пожарами и интегрированному контролю вспышек вредных организмов на основе лесопожарного и лесозащитного районирования лесов Российской Федерации, прогнозирования горимости и повреждения лесов, а также совершенствование механизма взаимодействия государственной власти и лесного бизнеса при осуществлении лесопожарных и лесозащитных мероприятий.
6.4.1. Стратегия управления лесными пожарами
В целях усиления охраны лесов от пожаров предусматривается переход к стратегии управления лесными пожарами, с учетом зонирования лесов Российской Федерации по видам и уровням охраны, развитие системы мониторинга пожарной опасности в лесах Российской Федерации и технологий пожаротушения, прогнозирование горимости, повышение эффективности использования финансовых и материальных ресурсов, выделяемых на охрану лесов от пожаров, а также совершенствование механизма взаимодействия государственной власти и лесного бизнеса при осуществлении лесопожарных мероприятий.
Обеспечение отвечающего современным экологическим и социально-экономическим требованиям уровня охраны лесов от пожаров достигается путем:
- усиления противопожарной пропаганды и государственного пожарного надзора в лесах;
- предотвращения роста числа возникающих лесных пожаров, связанного с их хозяйственным освоением;
- повышения оперативности обнаружения лесных пожаров и их тушения в начальной стадии;
- повышения эффективности борьбы с крупными лесными пожарами, выходящими из-под контроля лесопожарных служб.
Предотвращение пожаров необходимо обеспечить за счет улучшения противопожарного устройства лесов, интенсификации профилактических мероприятий и регулирования запасов горючих материалов.
Повышение оперативности обнаружения лесных пожаров достигается путем развития сети наземных наблюдательных пунктов, обеспечения нормативной кратности авиационного патрулирования лесов и развития аэрокосмических методов мониторинга лесных пожаров, включая использование наземных, авиационных и космических средств на основе современных геоинформационных технологий.
Оперативность тушения пожаров предполагается обеспечить через развитие сети наземных пожарно-химических станций и авиационной охраны лесов с активными силами и средствами пожаротушения, укомплектование современной лесопожарной техникой и оборудованием, организацию маневрирования силами и средствами пожаротушения, внедрение новых технологий.
6.4.2. Разграничение полномочий государственной власти в сфере охраны лесов от пожаров
В целях снижения ущерба от лесных пожаров предусматривается создание трехуровневой системы принятия мер по стабилизации лесопожарной обстановки:
- местный уровень (уровень лесничеств, лесопарков);
- региональный (уровень субъектов Российской Федерации);
- национальный (федеральный уровень).
Основные объемы мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров планируются и осуществляются на местном уровне. Организационные функции по охране лесов на этом уровне осуществляются низовым звеном регионального органа государственного управления лесами (лесным хозяйством).
На федеральном уровне организуются национальный и межрегиональные лесопожарные центры. Они комплектуются силами и средствами пожаротушения, транспорта, связи и выполняют функции по мониторингу, прогнозированию лесопожарной обстановки, координации мероприятий по борьбе с пожарами на региональном уровне и обеспечивают организацию своевременного межрегионального маневрирования для оказания помощи субъектам Российской Федерации. При Национальном лесопожарном центре формируется учебный центр для подготовки и повышения квалификации специалистов по управлению пожарами.
Для повышения эффективности федерального контроля за осуществлением субъектами Российской Федерации переданных им полномочий в области охраны лесов развивается Информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров. В рамках этой системы обеспечивается:
- повышение оперативности использования данных высокого разрешения;
- расширение использования данных зондирования Земли с российских космических аппаратов, в т.ч. с инфракрасным излучением;
- расширение сети приемных станций;
- оперативный прогноз распространения лесного пожара и предварительная оценка возможного ущерба с целью формирования рекомендаций о приоритетах тушения лесных пожаров (или решения о нецелесообразности тушения);
- развитие средств и методов регистрации молниевых разрядов.
Для разработки и реализации региональных программ и планов охраны лесов и управления лесными пожарами осуществляется взаимодействие федеральных ведомств с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Предусматривается зонирование территории лесного фонда по видам и уровням противопожарной охраны лесов.
Развитие охраны лесов от пожаров осуществляется за счет оснащения новыми техническими средствами, компьютерной техникой с геоинформационными системами ГЛОНАСС.
В целях повышения эффективности авиалесоохранных работ обеспечивается укрепление парка лесной авиации, осуществляющей работы по патрулированию и тушению лесных пожаров, в т.ч. самолетов-танкеров, легкомоторной авиации, а также вертолетов, оборудованных водосливными устройствами.
Для обновления парка воздушных судов в субъектах Российской Федерации разрабатывается нормативная база по обеспечению льготных тарифов на обслуживание полетов (услуги аэронавигации, метеоуслуги и т.д.); обеспечивается дифференцированный подход к нормативной численности персонала авиакомпаний в зависимости от типов воздушных судов, видов выполняемых работ и классов аэродромов.