Реализация настоящей Стратегии должна быть обеспечена стабильной и надежной системой финансирования, учитывающей особенности внутреннего водного транспорта как элемента транспортной системы страны.
Финансирование мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Средства федерального бюджета направляются на следующие цели:
эксплуатация, поддержание в работоспособном состоянии и воспроизводство объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, находящихся в государственной собственности;
реконструкция и строительство объектов инфраструктуры внутренних водных путей, обеспечивающих безопасное функционирование транспортной системы и имеющих важное социально-экономическое значение, прежде всего судоходных гидротехнических сооружений;
обеспечение функций государственного регулирования и управления внутренним водным транспортом, в том числе по обеспечению безопасности судоходства;
проведение фундаментальных научных исследований и реализация инновационных научно-технических проектов, имеющих общегосударственное и общеотраслевое значение.
Состав мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, в целом соответствует составу мероприятий подпрограммы "Внутренний водный транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)". При этом объемы и источники финансирования мероприятий за 2010-2020 годы соответствуют объемам и источникам финансирования мероприятий, предусмотренным в указанной федеральной целевой программе и Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Таким образом, в 2013-2015 годах из федерального бюджета было выделено 29 млрд. рублей (в 2016-2018 годах планируется выделение 70 млрд. рублей, в 2019-2020 годах - 76 млрд. рублей).
Наряду с прямым бюджетным финансированием предоставление государственной поддержки может осуществляться в следующих формах:
софинансирование на договорных условиях инвестиционных проектов с оформлением прав собственности Российской Федерации, включая финансирование расходов на управление инвестиционными проектами и разработку проектной документации;
предоставление субсидий организациям внутреннего водного транспорта, осуществляющим социально значимые перевозки;
субсидирование процентных ставок по привлекаемым организациями кредитам для финансирования расходов, связанных с приобретением судов и перегрузочной техники;
разработка и реализация экономических механизмов, стимулирующих ускоренное обновление флота, в том числе содействие в развитии механизмов лизинга судов, а также предоставление судоходным компаниям субсидии на приобретение судов речного флота и смешанного (река-море) плавания взамен судов, сданных на утилизацию;
предоставление льгот при установлении условий аренды государственного имущества, землеотвода и землепользования.
Общий объем финансовых ресурсов (в ценах соответствующих лет) с учетом налога на добавленную стоимость составляет 1944-2257 млрд. рублей, в том числе федеральный бюджет - 738-739 млрд. рублей, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 53-68 млрд. рублей, внебюджетные источники - 1153-1450 млрд. рублей.
Государственные капитальные вложения за счет средств федерального бюджета предусматривается выделять прежде всего на реализацию проектов реконструкции внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, строительство судов технического (обслуживающего) флота.
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации предусматривается направлять в первую очередь на развитие и поддержание перевозок внутренним водным транспортом на социально значимых маршрутах.
Внебюджетные средства намечается использовать преимущественно для строительства грузового и пассажирского флота, служебно-вспомогательных судов, финансирования коммерческих проектов развития инфраструктуры портов и терминалов, строительства и реконструкции объектов инфраструктуры внутренних водных путей на условиях государственно-частного партнерства.
Для стимулирования строительства флота на отечественных верфях предусматривается комплекс мер правового и таможенно-тарифного регулирования.
Стратегически значимым проектом развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта в рамках настоящей Стратегии является строительство вторых ниток шлюзов Волго-Донского водного пути. Предусматривается возможность финансирования этого проекта с использованием механизма государственно-частного партнерства на основе инвестиционных соглашений или концессии.