Предусматриваются 2 этапа реализации настоящей Стратегии.
Первый этап (до 2020 года) связан с активным продвижением внутреннего водного транспорта и формированием базовых условий для наращивания грузовой базы. В этот период основными направлениями развития внутреннего водного транспорта являются устранение ряда участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, развитие портовой инфраструктуры на внутренних водных путях международного значения, увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов, реконструкция судоходных гидротехнических сооружений, реконструкция пассажирских вокзалов и улучшение качества обслуживания пассажиров, строительство грузового и пассажирского флота. Предусматривается принятие комплекса мер государственной поддержки развития внутреннего водного транспорта.
Этап будет ознаменован завершением крупных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры внутренних водных путей Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, в том числе вводом в эксплуатацию Нижегородского низконапорного гидроузла на р.Волге в 2020 году, строительством Багаевского низконапорного гидроузла на р.Дон.
На втором этапе (2021-2030 годы) ожидается динамичное развитие речных перевозок, в том числе в контейнерах. Реализация мер государственной поддержки российского судоходства и судостроения приведет к ускоренному обновлению грузового и пассажирского флота, повышению конкурентоспособности и рентабельности судоходного бизнеса.
Обеспечение устойчивого спроса на услуги организаций внутреннего водного транспорта в рамках единого транспортного пространства России, органичное встраивание в транспортно-логистические цепочки доставки грузов благодаря высокому уровню конкурентоспособности и эффективности речных перевозок, наличие резервов пропускной и провозной способности будут стимулировать динамичный рост и высокую инвестиционную активность бизнеса, реализацию потенциальных возможностей развития при возникновении новых точек экономического роста, в том числе при реализации совместных международных проектов.
Конец периода будет ознаменован окончанием проектирования и началом первого этапа строительства вторых ниток шлюзов Волго-Донского водного пути - важнейшего стратегического проекта, обеспечивающего создание условий для динамичного роста перевозок по внутренним водным путям Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации в четвертом десятилетии XXI века.