Недействующий

Об утверждении Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р)

I. Оценка современного состояния, проблемы и возможности развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации


В настоящее время эксплуатируемая сеть внутренних водных путей России составляет 101,7 тыс.км. Большая часть этих путей обладает развитой инфраструктурой по организации и обслуживанию судоходства. На внутренних водных путях расположены 723 судоходных гидротехнических сооружения, являющихся федеральной собственностью, из них 335 сооружений включены в Российский регистр гидротехнических сооружений и подлежат декларированию безопасности. На реках России функционирует более 130 портов, имеющих соответствующие подъездные пути и оснащенных 704 береговыми и 235 плавучими кранами. Состав флота речных судоходных компаний многообразен и позволяет выполнять перевозки практически всех видов грузов. На учете в Российском Речном Регистре состоит 13022 грузовых и пассажирских судна, в Российском морском регистре судоходства - 641 судно смешанного (река-море) плавания (классы II-СП и III-СП), которые эксплуатируются под российским флагом. При этом 95 процентов перевозок грузов и 86 процентов перевозок пассажиров выполняются предприятиями негосударственных форм собственности.

В регионах Российской Федерации, где имеются эксплуатируемые внутренние водные пути, создается около 90 процентов валового внутреннего продукта и проживает 80 процентов населения страны.

В то же время на долю внутреннего водного транспорта в Российской Федерации приходится менее 1,5 процента общего объема перевозок грузов и грузооборота всех видов транспорта, в то время как в Германии - 11 процентов, Нидерландах - 34 процента, Франции - 10 процентов грузооборота при устойчивой тенденции роста речных перевозок, прежде всего грузов в контейнерах. При этом соотношение протяженности внутренних водных путей, железных и автомобильных дорог составляет в Европейской части России - 1:1:8, в Германии - 1:6:92, во Франции - 1:6:190 и в Нидерландах - 1:0,5:23.

Максимальный объем речных перевозок был достигнут в конце 80-х годов XX века, в 1989 году он составлял более 580 млн. тонн. Позиция внутреннего водного транспорта в транспортной системе России за 1989-2014 годы существенно ослабла. Объем перевозок грузов уменьшился в 4,6 раза и составил в 2014 году 124,8 млн. тонн (включая объем заграничных перевозок грузов судами смешанного (река-море) плавания).

Основными факторами, определившими резкое снижение объемов речных перевозок в последнее десятилетие XX века, являются:

падение объемов производства и потребления промышленной и сельскохозяйственной продукции в период экономического спада российской экономики в 90-е годы XX века, в том числе резкий спад объемов промышленного и жилищного строительства, разрыв сложившихся производственно-хозяйственных связей, разрушение традиционных транспортных схем доставки грузов речным транспортом, в том числе в смешанном сообщении;

снижение конкурентоспособности речных перевозок из-за ухудшения инфраструктуры внутренних водных путей, увеличения порожних пробегов, роста цен на топливо, оттока квалифицированных кадров из отрасли и др.;

высокий износ речного транспортного флота, низкие объемы судостроения (в основном строились суда смешанного (река-море) плавания, в том числе на зарубежных верфях);

более динамичное развитие наземных видов транспорта, а также ввод трубопроводов и "выпадение" речных маршрутов из логистических цепей доставки грузов.

Объемы перевозок внутренним водным транспортом за 1989-2014 годы уменьшились по следующим видам грузов:

строительные грузы - более чем в 5 раз, в том числе песок собственной добычи - в 8 раз;

нефтепродукты наливом - в 1,7 раза;

лес в плотах - в 10 раз;

каменный уголь - в 5,7 раза;

химические и минеральные удобрения - в 2,7 раза.

Начиная с 2000 года наметилась положительная динамика в развитии грузовых перевозок внутренним водным транспортом - с 2000 по 2008 год объем перевозок увеличился в 1,5 раза и составил 151 млн. тонн. Однако под влиянием мирового финансового кризиса и последовавшей за ним экономической рецессией произошло падение объемов речных перевозок в 2009 году до 97 млн. тонн, что составило 64 процента уровня 2008 года, а по сравнению с 1989 годом объемы речных перевозок снизились почти в 6 раз.

В 2014 году объемы перевозок внутренним водным транспортом не превысили докризисного уровня, что свидетельствует о снижении конкурентоспособности этого вида транспорта и необходимости принятия эффективных управленческих решений по его модернизации.

Около 60 процентов в объеме речных перевозок составляют низкорентабельные грузы. Объем внешнеторговых грузов, перевозимых по внутренним водным путям Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации (нефтепродуктов, леса, металла, удобрений и других высокотарифицируемых грузов), составил в 2014 году 30,9 млн. тонн, или 24,8 процента общего объема перевозок, при этом грузы в контейнерах практически не перевозятся, а объем транзитных перевозок составляет 490,7 тыс. тонн.

Объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом за период с 1980 по 2014 год снизился в 8 раз - с 103 до 12,7 млн. человек. Наряду с падением объемов перевозок в 90-х годах XX века произошло падение спроса на пассажирские перевозки внутренним водным транспортом из-за снижения платежеспособного спроса населения.

В то же время в ряде регионов России сохраняется значимая роль внутреннего водного транспорта в транспортном обслуживании населения, прежде всего в регионах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Например, в Амурской области 84 процента населения пользуются услугами этого вида транспорта, в Архангельской области - 77 процентов, в Хабаровском крае - 55 процентов, в Республике Коми - 47 процентов, в Республике Саха (Якутия) - 26 процентов, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 26 процентов, а в Волгоградской, Ярославской и Самарской областях этот показатель составляет соответственно 45 процентов, 42 процента и 30 процентов. Однако стабильное обеспечение перевозок пассажиров внутренним водным транспортом на социально значимых маршрутах требует поддержки органов государственного управления, прежде всего на региональном уровне.

Практически не реализуются потенциальные возможности речного транспорта для перевозки пассажиров в условиях перегруженности автомобильных дорог в крупных городах, имеющих внутренние водные пути.

Объемы перевозок пассажиров на туристских маршрутах по внутренним водным путям составляют 300-400 тыс. человек в год.

Объемы перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом в 2000-2014 годах приведены в приложении N 1.

Несмотря на относительно низкий уровень аварийности на внутреннем водном транспорте по сравнению с другими видами транспорта, задача обеспечения безопасности судоходства, особенно при перевозке пассажиров и опасных грузов, является приоритетной. Вступление в силу положений технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года N 426 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 623") в части требований к судам, перевозящим по внутренним водным путям нефть и нефтепродукты, приведет к необходимости вывода из эксплуатации 228 единиц самоходных и 330 единиц несамоходных судов.

Ослабление конкурентной позиции внутреннего водного транспорта во многом обусловлено снижением производственного потенциала отрасли.

За 1985-2014 годы существенно ухудшились показатели, характеризующие качество судоходных условий на внутренних водных путях России.

Сократилась протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов, например, в навигацию 2014 года по сравнению с 1991 годом - с 67 тыс.км до 48,8 тыс.км, или на 27 процентов, в том числе в восточных и северных бассейнах - на 8,9 тыс.км, гарантированные глубины судовых ходов были снижены на 26,4 тыс.км водных путей, в том числе в восточных и северных бассейнах - на 20,3 тыс.км, или на 54 процента водных путей с гарантированными габаритами. К настоящему времени лишь около третьей части общей протяженности внутренних водных путей сохранили значения гарантированных габаритов судового хода на уровне 1991 года. Потери провозной способности внутренних водных путей, исходя из существующих и прогнозных грузопотоков по отдельным участкам из-за снижения качественных показателей судовых ходов, составляют 83,7 млн. тонн (67 процентов к достигнутому объему перевозок), в том числе за счет снижения габаритов судовых ходов - 45,9 млн. тонн, движения флота только в дневное время суток - 37,8 млн. тонн.

Имеются существенные инфраструктурные ограничения судоходства на магистральных водных путях, прежде всего это касается Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, где протяженность участков с глубиной менее 4 метров на сегодняшний день составляет 1756 км, то есть около 25 процентов всей протяженности водных путей глубоководной системы. Критически лимитирующими участками на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, существенно ограничивающими ее пропускную способность, являются Нижегородский участок р.Волги в районе пос.Городец, участок от Кочетовского гидроузла до пос.Аксай на р.Дон, Нижне-Свирский шлюз.