Недействующий

Методические рекомендации по организации проведения проверок в области пожарной безопасности на объектах защиты (не действуют на основании письма МЧС России от 13.07.2016 N 43-3535-19)

Введение


Методические рекомендации по организации проведения проверок в области пожарной безопасности на объектах защиты (далее - Методические рекомендации) разработаны с целью повышения качества проведения мероприятий по контролю государственными инспекторами по пожарному надзору и направлены прежде всего на дальнейшую реализацию законодательных инициатив и поручений Президента Российской Федерации по вопросам совершенствования надзорной деятельности, связанных с внедрением риск-ориентированной модели организации и осуществления надзорной деятельности.

Данные Методические рекомендации разработаны с учетом:

проведенного анализа законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих организацию и осуществление надзорной деятельности МЧС России;

положений Концепции основных направлений совершенствования деятельности надзорных органов МЧС России (утверждена Решением коллегии МЧС России N 4/II от 18.02.2015);

предложений Академии ГПС МЧС России.

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с:

1. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ

2. Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"

3. Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании"

4. Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

5. Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

6. Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

7. Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

8. Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"

9. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре"

10. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации")

11. Приказом МЧС России от 28 июня 2012 года N 375 "Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности"

12. Приказом Росстандарта от 16 апреля 2014 года N 474 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Действующие нормативные правовые акты Российской Федерации и разработанные в их развитие нормативные документы МЧС России, регламентирующие организацию и осуществление федерального государственного пожарного надзора, в целом позволяют реализовать возложенные на МЧС России задачи и функции.

Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления ФГПН, содержат достаточные для достижения необходимого уровня пожарной безопасности положения, которые научно обоснованы и являются доступными для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В целях обеспечения прозрачности и доступности при информировании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о проводимых в их отношении проверок, с 1 июля 2015 года на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации начал действовать единый реестр учета проверок, осуществляемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля.

В период 2012-2015 годов был принят ряд значимых законодательных и нормативных правовых актов, внесших существенные изменения в систему государственного контроля (надзора) в Российской Федерации, в числе которых:

Федеральный закон от 1 декабря 2012 года N 212-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (статья 20.4 "Нарушение требований пожарной безопасности" дополнена новым составом - пунктом 6.1: "Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека").

Федеральный закон от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" (повышена ответственность должностных лиц органов ГПН в части несоблюдения требований законодательства, регулирующего вопросы государственного контроля (надзора).

Федеральный закон от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (конкретизированы наименования видов контроля (надзора) и органов, уполномоченных на их осуществление, и порядок проведения внеплановых проверок субъектов хозяйственной деятельности).

Федеральный закон от 10 июля 2012 года N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (пересмотрены положения, касающиеся принципа применения требований к объектам защиты, построенным, запроектированным, или проектная документация которых направлена на экспертизу до вступления в силу Технического регламента, устранены избыточные административные и технические барьеры, исключены излишне детализированные требования к объектам защиты. Многие жесткие и фиксированные положения вынесены в нормативные документы второго уровня, что упростило процедуру подтверждения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности и сократило период от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию.).

Федеральный закон от 1 апреля 2012 года N 23-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (законодательно определены понятия: "режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС", "уровень реагирования на ЧС", а также закреплены уровни реагирования на ЧС, порядок и режимы функционирования этих органов и сил).

Федеральный закон от 2 ноября 2013 года N 294-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" (расширен круг прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверки. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право, в том числе, привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке).