Недействующий

Об утверждении Методических рекомендаций по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и обеспечению их деятельности (с изменениями на 30 марта 2017 года) (отменен на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.10.2017 N 1418/пр)

4. О порядке взаимоотношений регионального оператора с собственниками помещений по вопросам внесения региональному оператору взносов на капитальный ремонт

4.1. В силу статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения, кроме платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. При формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора Жилищный кодекс предусматривает для собственников помещений следующие виды взносов на капитальный ремонт:

минимальный размер взноса на капитальный ремонт (далее минимальный взнос на капитальный ремонт), который устанавливается в целях финансирования собственниками помещений расходов по капитальному ремонту по видам работ, услуг и в сроки, определенные в региональной программе, соответственно объемам и стоимости работ, определяемых в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

взнос на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный взнос на капитальный ремонт (далее - взнос на капитальный ремонт, превышающий минимальный), за счет которого в соответствии с частью 3 статьи 166 и частью 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации могут финансироваться работы, услуги по капитальному ремонту, включенные в региональную программу, в части увеличения их объемов и (или) стоимости, а также работ, услуг, финансирование которых не предусмотрено за счет минимального взноса на капитальный ремонт;

4.2. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный взнос на капитальный ремонт включается в структуру платы за жилое помещение для собственника помещения. В порядке взаимоотношений с собственниками помещений необходимо указать меры социальной поддержки гражданам-собственникам помещений, оказываемые на территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, относительно уплаты гражданами минимального взноса на капитальный ремонт, исходящие из Жилищного кодекса Российской Федерации:

в соответствии с частью 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный взнос за капитальный ремонт включается в расчет размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для целей предоставления гражданам - собственникам жилых помещений в многоквартирных домах субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) в соответствии с правилами предоставления таких субсидий, установленными в статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. В Порядке взаимоотношений с собственниками помещений целесообразно указать наименование нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, а также наименование нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в соответствии с которыми устанавливаются правила предоставления дополнительных субсидий за счет средств местного бюджета (при наличии таких актов);

в порядке, установленном в статье 160 Жилищного кодекса, отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилого помещения, включая оплату минимального взноса на капитальный ремонт, за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального бюджета. В Порядке взаимоотношений с собственниками помещений целесообразно указать категории соответствующих граждан и условия получения таких компенсаций.

4.3. В Порядок взаимоотношений с собственниками помещений необходимо включить информацию об обязательном внесении минимального взноса на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную программу на основании части 1 и 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом в Порядке рекомендуется указать, что обязанность по уплате минимального взноса на капитальный ремонт возникает у собственников помещений:

в многоквартирных домах, включенных в региональную программу до официального опубликования утвержденной региональной программы (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации):

в срок, установленный законом субъекта Российской Федерации, который необходимо указать в Порядке (если такой срок установлен законом субъекта Российской Федерации);

по истечении 8 календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа, в которую включен этот многоквартирный дом (если иной срок не установлен законом субъекта Российской Федерации);

в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенных в региональную программу при ее актуализации (часть 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации), - по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее, чем в течение 5 лет с даты включения многоквартирного дома в региональную программу;

в случаях приобретения в собственность гражданами, юридическими лицами индивидуальными предпринимателями помещений в многоквартирных домах в период после их включения в региональную программу (пункт 5 части 2 статьи 153, часть 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации), - с момента возникновения права собственности на помещение в многоквартирном доме. При этом при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт, в том числе не исполненная предыдущим собственником помещения обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

4.4. В Порядке взаимоотношений с собственниками помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную программу, в которых собственниками помещений уплачивается минимальный взнос на капитальный ремонт, рекомендуется указать информацию о случаях приостановления внесения или прекращения внесения собственниками помещений минимального взноса на капитальный ремонт:

в соответствии с частями 1 и 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в случаях, когда многоквартирный дом, включенный в региональную программу при ее утверждении, подлежит исключению из региональной программы при актуализации региональной программы по причинам прекращения формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в случаях, указанных в разделе 10 настоящих рекомендаций, в котором указан порядок прекращения уплаты минимального взноса на капитальный ремонт в таких случаях;

в соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение взносов на капитальный ремонт может быть приостановлено по решению регионального оператора при досрочном выполнении работ, услуг по капитальному ремонту собственниками помещений без использования средств собственников помещений, уплачиваемых ими в виде минимального взноса на капитальный ремонт и бюджетных средств, с соблюдением порядка такого приостановления.

4.5. При установлении в Порядке процедуры взаимодействия регионального оператора и собственников помещений по приостановлению внесения собственниками помещений минимального взноса на капитальный ремонт в целях зачета стоимости работ, услуг по капитальному ремонту, предусмотренных к финансированию за счет минимального взноса на капитальный ремонт, но которые были выполнены (оказаны) до наступления установленного региональной программой срока их проведения (оказания), необходимо руководствоваться порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

В целях осуществления зачета стоимости досрочно выполненных работ, оказанных услуг по капитальному ремонту рекомендуется довести до собственников помещений следующую информацию:

об основаниях для обращения к региональному оператору с заявлением о зачете;

о лице, которое вправе обратиться к региональному оператору с заявлением о зачете (в том числе лицо, ответственное за содержание общего имущества);

о требованиях к форме и содержанию заявления о зачете;

о документах, прилагаемых к заявлению о зачете, и требованиях к их оформлению и представлению;

о способах направления заявления о зачете;

о составе и порядке работы комиссии, созданной региональным оператором, либо о порядке работы структурного подразделения регионального оператора, занимающегося решением вопросов о зачете;

о порядке и сроке рассмотрения региональным оператором заявления о зачете и приложенных к нему документов;

о порядке проведения региональным оператором проверки представленных с заявлением о зачете документов;

о порядке проведения региональным оператором осмотра результатов выполненных работ и (или) оказанных услуг в многоквартирном доме при принятии в ходе проведения региональным оператором проверки представленных с заявлением о зачете документов решения о необходимости проведения такого осмотра;

порядок принятия и содержание решения о зачете с указанием размера средств, подлежащих зачету, и периода освобождения собственников помещений от уплаты взносов на капитальный ремонт;

основания для принятия региональным оператором решения об отказе в зачете;