Действующий

Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года

6. Социальное обслуживание граждан старшего поколения


Важное место в сфере социальной поддержки граждан старшего поколения занимает система социального обслуживания граждан.

Государство гарантирует гражданам право вне зависимости от пола и возраста на получение социальных услуг в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами.

По состоянию на 1 января 2015 года в Российской Федерации насчитывается свыше 3,7 тысяч организаций социального обслуживания для граждан старшего поколения и инвалидов различного профиля.

Наиболее востребованной гражданами формой предоставления социальных услуг, приближенной к их потребностям и одновременно экономически выгодной, является предоставление социальных услуг на дому. Ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек. Такая форма социального обслуживания должна компенсировать отсутствие родственного ухода, невозможность для членов семьи предоставлять уход и попечение своим старшим родственникам, но при этом сохранить проживание им в привычной для них среде.

Вместе с тем востребованность такой формы социального обслуживания влечет за собой наличие очередности на получение социальных услуг на дому.

В связи с этим возникает потребность в развитии различных технологий стимулирования граждан на обеспечение ухода за своими пожилыми родственниками.

Наряду с этим действует система стационарных организаций социального обслуживания граждан старшего поколения с постоянным проживанием (домов-интернатов, геронтологических центров, специальных домов для пожилых людей и др.).

По состоянию на 1 января 2015 года количество таких организаций составило более 1,3 тыс. единиц. Социальные услуги в них получают свыше 247 тыс. граждан.

Однако существующие стационарные организации социального обслуживания не могут полностью обеспечить всех нуждающихся граждан старшего поколения в стационарном социальном обслуживании.

В этой связи необходимо проведение мероприятий по развитию инфраструктуры организаций социального обслуживания, созданию новых современных организаций социального обслуживания, активному привлечению к предоставлению социальных услуг бизнеса и некоммерческих организаций.

На указанном этапе развития отрасли реализован ряд мер на федеральном уровне, стимулирующих развитие конкуренции в сфере социального обслуживания.

Однако общая численность граждан старшего поколения ежегодно возрастает, поэтому модернизация и развитие сектора социальных услуг, сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги, механизмов взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, институтов и механизмов государственно-частного партнерства являются актуальными вопросами, требующими проработки.

С учетом изложенного одним из приоритетов Стратегии является выстраивание эффективной системы предоставления социальных услуг в зависимости от индивидуальной нуждаемости граждан, вклада и поддержки семей, обеспечения возможности получения социальных услуг гражданами старшего поколения, страдающими старческой деменцией, без помещения их в стационарные организации социального обслуживания.