Основным механизмом обеспечения гарантии доходов граждан старшего поколения является пенсионное обеспечение.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 2524-р утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (далее - Стратегия развития пенсионной системы), приняты федеральные законы от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".
В рамках Стратегии развития пенсионной системы будет продолжена работа по осуществлению мер, направленных на повышение реального уровня пенсионного обеспечения граждан старшего поколения, установление достойного уровня пенсий на основе принципа социальной справедливости, обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате и достижение приемлемого уровня пенсии для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.
В целях улучшения материального положения граждан старшего поколения из числа неработающих пенсионеров, общая сумма материального обеспечения которых не достигает величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации, с 1 января 2010 года устанавливаются социальные доплаты к пенсии.
Вместе с тем, исходя из общей тенденции старения населения и сокращения трудовых ресурсов, с каждым годом будет нарастать потребность экономики в использовании труда граждан старшего поколения.
В последние годы наметилась устойчивая тенденция роста занятости пенсионеров.
Так, на 1 января 2015 года работали 14,92 млн. пенсионеров. Государственную поддержку без ограничения по возрасту с 2012 года получают на конкурсной основе начинающие фермеры и семейные животноводческие фермы. Более половины глав крестьянских (фермерских) хозяйств, получивших в 2012-2014 годах государственную поддержку, - граждане старшего поколения.
Вместе с тем проблема обеспечения занятости граждан старшего поколения до конца не решена, в том числе в части наличия негативных стереотипов в отношении занятости указанной категории граждан среди работодателей и в обществе в целом. Не всем пенсионерам удается реализовать свое право на труд. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2014 году более 196 тыс. граждан старше трудоспособного возраста хотели бы работать, ищут работу и готовы приступить к ней.
В целях определения образовательных потребностей для продолжения трудовой деятельности в 2012-2014 годах в ряде пилотных регионов проведены выборочные социологические опросы граждан предпенсионного и пенсионного возраста, которыми было охвачено более 6,3 тыс. человек.
По мнению респондентов, процесс трудоустройства затруднен в связи с отсутствием вакансий (45,2 процента), недостаточно высоким уровнем заработной платы (23 процента), неподходящими условиями труда (13,7 процента), отсутствием требуемой квалификации (6,7 процента), а также в связи ограничениями по возрасту, состоянию здоровья (11,4 процента).
Основными проблемами в сфере занятости граждан старшего поколения являются:
старение населения и сокращение трудовых ресурсов, нарастание потребности экономики в использовании труда граждан старшего поколения;
отсутствие дополнительных стимулов к продолжению трудовой деятельности граждан старшего поколения после наступления пенсионного возраста;
отсутствие удовлетворения потребностей граждан старшего поколения в профессиональном обучении и профессиональном образовании, в том числе дополнительном, в целях трудоустройства на новые рабочие места для продолжения трудовой деятельности после выхода на пенсию;
трудности в трудоустройстве и отсутствие системы профессиональной ориентации граждан старшего поколения, желающих продолжать трудиться после наступления пенсионного возраста;
неэффективное использование профессионального потенциала граждан старшего поколения в роли наставников молодежи на рабочем месте;
наличие негативных стереотипов в отношении занятости граждан старшего поколения среди работодателей и в обществе в целом.
Стимулирование занятости граждан пожилого возраста является одним из важных направлений государственной политики Российской Федерации и имеет большое значение как с позиции обеспечения доходов пожилых людей, использования имеющегося у них образовательного и трудового потенциала в интересах экономики страны, так и с точки зрения социализации пожилых людей, их интеграции в жизнь общества.