Действующий

Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения (с изменениями на 2 марта 2023 года)

УТВЕРЖДЕН
приказом
 Минсельхоза России
от 24 декабря 2015 года N 664

     
Порядок осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения

(с изменениями на 2 марта 2023 года)



1. Настоящий Порядок определяет механизм осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.

2. Государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, подведомственными Министерству федеральными государственными бюджетными учреждениями (далее - Учреждения).

При осуществлении государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения используются, в том числе, сведения о состоянии и использовании земель, полученные в порядке информационного взаимодействия с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

3. Государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения представляет собой систему оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений за изменением качественного и количественного состояния земель сельскохозяйственного назначения, в том числе мониторинг плодородия таких земель.

В рамках государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, в том числе, осуществляются выявление изменений состояния земель, оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, оценка и прогнозирование развития негативных процессов, обусловленных природными и антропогенными воздействиями, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

4. Государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

5. В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

Полученные по итогам мониторинга использования земель сведения используются при осуществлении государственного земельного надзора для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан информацией об использовании земель.

6. В рамках мониторинга состояния земель осуществляется мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и учет показателей состояния плодородия почв в соответствии с Порядком государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 4 мая 2010 года N 150 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2010 года, регистрационный N 17846) (далее - Порядок учета).

7. При проведении мониторинга состояния земель выявляются количественные характеристики изменения площадей земель и земельных участков, видов сельскохозяйственных угодий.

8. При осуществлении государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения необходимые сведения получаются с использованием:

а) данных дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети тестовых (валидационных) полигонов;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) землеустроительной документации;

д) материалов инвентаризации и обследования земель;

е) сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления;

ж) данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

з) результатов обновления картографической основы (результатов дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов).

9. Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

а) базовые (исходные) наблюдения - система мероприятий по сбору и обработке информации за состоянием сельскохозяйственных земель с использованием наземных наблюдений и (или) данных дистанционного зондирования Земли;

б) периодические наблюдения - система мероприятий по сбору и обработке информации за состоянием сельскохозяйственных земель, в том числе их фактическом использовании, и состоянием почв, проводимых не реже одного раза в 5 лет с использованием наземных наблюдений и (или) данных дистанционного зондирования Земли;

в) оперативные наблюдения - система мероприятий по сбору и обработке информации о текущем состоянии и использовании сельскохозяйственных земель, проводимых не реже одного раза в год (в период вегетации сельскохозяйственных культур) с использованием наземных наблюдений и (или) данных дистанционного зондирования Земли.

Базовые (исходные) наблюдения проводятся в целях получения исходных значений показателей, характеризующих состояние и использование земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия таких сведений в пределах определенной территории, а также в целях оценки динамики происходящих изменений (посредством сравнения соответствующих значений, со значениями, полученными по результатам периодических и оперативных наблюдений).

При подготовке итоговых материалов государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения указывается, какие виды съемки, наблюдения и обследования использовались.

10. В ходе осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Министерство запрашивает сведения об использовании и состоянии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения у федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федераций, органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся соответственно в собственности Российской Федерации, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, или земель, государственная собственность на которые не разграничена.