1.3.1. Лица могут быть классифицированы, исходя из короткого учетного периода, в зависимости от их статуса участия в составе рабочей силы как:
- занятые,
- безработные,
- лица, не входящие в состав рабочей силы, в том числе лица, относящиеся к потенциальной рабочей силе.
Занятые и безработные в сумме составляют рабочую силу.
Лица, не входящие в состав рабочей силы (пункт 16 Резолюции I), - это лица обследуемого возраста (см. пункт 1.3.3, 2 абзац), которые в течение короткого учетного периода не являлись ни занятыми, ни безработными.
________________
Понятие приведено в целях настоящей методологии.
Все три категории статуса рабочей силы являются взаимоисключающими и исчерпывающими: занятость имеет приоритет по отношению к двум другим категориям, а безработица имеет приоритет по отношению к лицам, не входящим в состав рабочей силы.
1.3.2. Лица могут быть классифицированы (пункт 17 Резолюции I) в соответствии с одной из следующих форм их основной трудовой деятельности по отношению к короткому или длительному учетному периоду:
- преимущественно участвующие в трудовой деятельности по производству товаров и услуг для собственного использования;
- преимущественно участвующие в занятости;
- преимущественно выполняющие неоплачиваемую работу стажеров или лиц, проходящих профессионально-техническую подготовку;
- преимущественно выполняющие трудовую деятельность волонтеров;
- преимущественно занятые другими формами трудовой деятельности.
При определении основной трудовой деятельности приоритет отдается любой трудовой деятельности по сравнению с непродуктивной деятельностью, а среди различных форм трудовой деятельности - той, что лицо самостоятельно выбирает как основную форму деятельности.
________________
Введение соответствующего вопроса в форму федерального статистического наблюдения планируется Росстатом с 2017 года.
1.3.3. Возрастные ограничения. В соответствии с Резолюцией I (пункт 64) национальная система статистики трудовой деятельности, в принципе, должна охватывать деятельность населения всех возрастных групп. Вместе с тем, для решения различных задач в области политики отдельную статистику необходимо формировать в отношении населения трудоспособного возраста (working-age population), под которым понимается следующее. Нижний возрастной предел должен быть установлен с учетом минимального возраста приема на работу и исключений, предусмотренных национальным законодательством или нормативно-правовыми актами, либо с учетом возраста окончания обязательного школьного обучения. Верхний возрастной предел не должен устанавливаться в целях обеспечения полного охвата трудовой деятельности взрослого населения (пункт 65 Резолюции I).
В России в настоящее время обследуемым возрастом при проведении обследования рабочей силы является возраст 15-72 года (далее - обследуемый возраст).
________________
Отмена верхней границы обследуемого возраста планируется Росстатом с 2017 года.