Причиной разработки нового закона является несовершенство применения третейского разбирательства в РФ. Если за рубежом третейский суд является способом наиболее быстро и легко решить спор между хозяйствующими субъектами, то в Российской Федерации юридические лица и предприниматели достаточно редко обращались в третейские суды, несмотря на реальную востребованность данного института со стороны участников гражданского оборота. Причинами этому служило отсутствие высокого уровня третейского разбирательства, отсутствие уверенности сторон процесса в том, что спор будет рассмотрен в рамках независимого разбирательства.
Нормативные предписания Закона о третейских судах за время его действия около 20 раз становились предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ по запросам государственных судов и жалобам организаций и граждан. Во всех случаях орган конституционного контроля нашей страны приходил к выводам о том, что нормы данного Закона не противоречат Конституции РФ. Но это свидетельствует о том, что граждане и юридические лица видели несовершенство законодательства.
Кроме того, к проблемам существующего закона можно отнести недобросовестность, выражающуюся в том числе в уничтожении материалов третейского разбирательства с целью исключить проверку его легитимности (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.04.2010 N А56-75431/2009)
Основной задачей принятого Федерального закона N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" является регулирование порядка образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитража (третейское разбирательство).
Закон направлен на решение двух основных проблем:
регламентация процедуры третейского разбирательства, установление требований к третейским судьям (арбитрам), определение порядка вынесения, приведения в исполнение и отмены решения третейского суда;
регулирование процедуры создания постоянно действующих арбитражных учреждений и осуществления ими деятельности, включая установление минимальных требований к их внутренним документам и внутренней организации.
Положения закона применяются в отношении организации не только арбитража внутренних споров, но и международного коммерческого арбитража, местом которого является Российская Федерация. Ранее положения закона не регулировали положения международного арбитража, которые выступали в качестве предмета правового регулирования Закона РФ от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже". В соответствии с вышеупомянутым законом в международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться:
споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также
споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.
Таким образом, новый закон распространяется как на российские споры, так и на международные споры.
Ранее в законе было прямо установлено верховенство правил международного договора, которые применяются, если таким договором предусмотрен иной порядок образования и деятельности третейских судов.
Расширены определения, применяемые в законе, появились принципиально новые определения.
Таблица
Новые определения в законе об арбитраже
Термин | Определение |
арбитраж внутренних споров | арбитраж, не относящийся к международному коммерческому арбитражу |
иностранное арбитражное учреждение | организация, созданная за пределами Российской Федерации и выполняющая на постоянной основе функции по администрированию арбитража вне зависимости от того, является ли она юридическим лицом или действует без образования самостоятельного юридического лица |
международный коммерческий арбитраж | арбитраж, к которому применяется Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" |
комитет по назначениям | коллегиальный орган в составе не менее пяти человек, создаваемый в постоянно действующем арбитражном учреждении, осуществляющий функции по назначению, отводу и прекращению полномочий арбитров |
правила арбитража корпоративных споров | правила постоянно действующего арбитражного учреждения, регулирующие арбитраж споров, которые связаны с созданием юридического лица в Российской Федерации, управлением им или участием в юридическом лице и сторонами которых являются учредители, участники, члены (далее - участники) юридического лица и само юридическое лицо, включая споры по искам участников юридического лица в связи с правоотношениями юридического лица с третьим лицом |
прямое соглашение | соглашение, которое заключено сторонами |
третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора | третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения |
учреждение- правопредшественник | постоянно действующий третейский суд, который создан до дня вступления в силу федерального закона и по отношению к которому в соответствии с настоящим Федеральным законом создается учреждение-правопреемник для целей администрирования арбитража |
учреждение- правопреемник | постоянно действующее арбитражное учреждение, которое создано и осуществляет администрирование арбитража в соответствии с ранее заключенными арбитражными соглашениями, предусматривающими администрирование арбитража со стороны учреждения-правопредшественника |
электронный документ, передаваемый по каналам связи | информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными и электронную почту |