Недействующий

Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах на 2016-2020 годы (не действует на основании письма МЧС России от 15.05.2020 N 43-4507-11)

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО

от 12 ноября 2015 года N 43-5413-11

Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах на 2016-2020 годы

____________________________________________________________________
Не действует на основании
письма МЧС России от 15 мая 2020 года N 43-4507-11
____________________________________________________________________



Деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в 2011-2015 годах по обеспечению функционирования и развития единой системы подготовки населения в области гражданской обороны (далее - ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), позволила в целом решить задачу подготовки всех групп населения к действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам.

Это позволило:

ежегодно повышать количество населения, прошедшего подготовку в области ГО и защиты от ЧС на 0,5-1,2%. В 2015 году количество граждан, охваченных различными видами подготовки, составило более 70 млн. человек, в том числе около 250 тыс. должностных лиц и работников ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) прошли обучение по программам повышения квалификации в области ГО и защиты от ЧС;

улучшить деятельность руководителей органов исполнительной власти всех уровней, а также должностных лиц и работников ГО и РСЧС по планированию и организации выполнения мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий в ходе угрозы и возникновения опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам;

поддерживать на минимально необходимом уровне знания населением правил поведения, основных способов защиты и порядка действий в ЧС;

активизировать обучение личного состава нештатных аварийно- спасательных формирований и спасательных служб приемам и способам действий при их участии в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

обеспечить усвоение обучающимися общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования правил и способов безопасного поведения в повседневной жизни с учетом всего спектра опасностей.

Наиболее качественно и целенаправленно подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС проводилась в Минздраве России, МВД России, Минэнерго России, Минобрнауки России, Минтрансе России, Госкорпорации "Росатом", ПАО "Газпром", Республике Татарстан и Удмуртской Республике. Краснодарском и Красноярском краях, Брянской, Курской. Свердловской и Омской областях, г.Санкт-Петербурге.

Вместе с тем, в организации и осуществлении подготовки населения продолжают иметь место недостатки, влияющие на качественное и комплексное решение задачи получения знаний, умений и навыков всеми группами населения в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах. Основными из них являются:

уровень подготовки ряда должностных лиц ГО и РСЧС не соответствует предъявляемым требованиям и характеризуется слабыми знаниями своих прав и обязанностей в области защиты населения от опасностей, отсутствием навыков в умении анализировать и оценивать обстановку, принимать своевременные, обоснованные и грамотные решения при угрозе и возникновении ЧС и управлять силами и средствами при ликвидации их последствий;

применяемые виды и методы подготовки недостаточно увязаны с практической деятельностью органов управления и сил РСЧС, а также не обеспечивают привитие населению твердых навыков действий при угрозе и возникновении опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам, в том числе и по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!";

ослаблен контроль со стороны руководящего состава ГО и РСЧС ряда органов власти и организаций за состоянием дел по подготовке органов управления ГО и РСЧС и поддержанием в готовности сил к действиям по защите от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах;

несвоевременная подача заявок на обучение должностных лиц и работников ГО и РСЧС в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации (далее - УМЦ ГОЧС) и на курсах ГО, что влияет на своевременность и качество отработки планов комплектования, ритмичность и эффективность учебного процесса;

медленно внедряется подготовка различных групп населения с применением электронного обучения и с использованием дистанционных образовательных технологий:

недостаточно внимания уделяется подготовке всех групп населения мерам пожарной безопасности при нахождении на природе, правилам действий в условиях бытовых опасностей и на дорогах;

несовершенство методических подходов, а также системы показателей и критериев оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС:

ряд УМЦ ГОЧС по своей организационно-правовой форме не имеют права реализовывать дополнительные профессиональные программы в области ГО и защиты от ЧС, т.к. не отвечают требованиям Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации":

существующая практика создания учебно-консультационных пунктов по ГО и ЧС (далее - УКП ГОЧС) не дает ожидаемых результатов по реализации соответствующих видов подготовки населения;

комплексные планы мероприятий по обучению неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности в ряде случаев разработаны формально и реализуются без должной настойчивости, что влияет на качество подготовки неработающего населения;

учебно-материальная база (далее - УМБ) не в полной мере отвечает требованиям новых примерных программ обучения различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС в части проведения практических занятий и тренировок:

недостаточно полно и профессионально используются формы и методы работы личного состава МЧС России с населением по подготовке его в области безопасности жизнедеятельности;

недостаточное обеспечение образовательных организаций учебной литературой и наглядными пособиями по изучению вопросов ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - ОБЖ) и дисциплины "Безопасности жизнедеятельности" (далее - БЖД):

общеобразовательными организациями слабо используются возможности по задействованию части образовательной программы, формируемой другими участниками образовательного процесса, а также внеурочной деятельности для повышения уровня подготовки обучающихся в области безопасности жизнедеятельности;

ослаблено взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, с УМЦ ГОЧС по совершенствованию подготовки преподавателей курса "ОБЖ" в области ГО, защиты от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;