Требования к порядку обоснования и назначения объемов и периодичности эксплуатационного неразрушающего контроля состояния металла оборудования и трубопроводов атомных станций с учетом факторов риска
1. Необходимость применения риск-ориентированного подхода при назначении объемов и периодичности эксплуатационного неразрушающего контроля в типовой программе эксплуатационного неразрушающего контроля, а также необходимый для этого перечень и объем расчетных и экспериментальных обоснований определяются эксплуатирующей организацией по согласованию с разработчиками проекта РУ и (или) проекта АС.
2. Сокращение количества зон контроля и увеличение периодичности контроля, установленных в типовой программе контроля, должно выполняться на основе применения риск-ориентированного подхода в соответствии с методикой, разрабатываемой эксплуатирующей организацией по согласованию с разработчиками проекта РУ и (или) проекта АС.
3. В результате применения риск-ориентированного подхода должны быть определены наиболее важные для безопасности зоны контроля оборудования и трубопроводов АС и должно быть проведено группирование зон контроля оборудования и трубопроводов по степени влияния их разрушения на безопасность АС.
4. Риск для зон контроля оборудования и трубопроводов АС определяется как произведение:
, | (4.1) |
где: - вероятность разрушения зоны контроля;
С - последствия этого разрушения.
5. При выполнении вероятностного анализа разрушения зоны контроля должны учитываться статистические характеристики исходных данных, к которым относятся статистические распределения механических свойств металла, плотность распределения начальной дефектности (несплошностей), вероятность обнаружения дефектов (несплошностей) методами неразрушающего контроля, а также частоты режимов нагружения зоны контроля.
6. Вероятность разрушения зоны контроля должна быть определена для различных периодов времени, например, для всего срока эксплуатации и для периода между планово-предупредительными ремонтами. Вероятность разрушения должна уточняться в процессе эксплуатации с учетом фактической реализации режимов эксплуатации зоны контроля, результатов проведения эксплуатационного неразрушающего контроля и выполненных ремонтов. Расчет вероятности разрушения зоны контроля должен выполняться с учетом подрастания несплошностей во время эксплуатации.
7. Оценка последствий С разрушений зон контроля оборудования и трубопроводов должна проводиться на основе вероятностного анализа безопасности первого уровня и второго уровня. В качестве источников радиоактивности при анализе последствий должно быть рассмотрено ядерное топливо в активной зоне реактора.
8. Наихудшими последствиями для АС следует рассматривать запроектную аварию и ее самое неблагоприятное развитие, связанное с плавлением активной зоны.
9. Порядок проведения оценки последствий разрушения зон контроля должен быть установлен эксплуатирующей организацией по согласованию с разработчиками проекта РУ и (или) проекта АС.
Методика применения риск-ориентированного подхода должна содержать порядок выполнения этапов, количество и содержание которых зависит от условия, применялся ли ранее риск-ориентированный подход для рассматриваемой АС.
10. В случае первичного применения риск-ориентированного подхода, должны быть выполнены следующие работы:
1) определение перечня зон контроля оборудования и трубопроводов АС, которые рассматриваются для практического применения риск-ориентированного подхода.
2) сбор и анализ информации, необходимой для выполнения оценки риска:
а) анализ условий эксплуатации блока АС;
б) определение нагрузок на зоны контроля;
в) установление механизмов деградации, превалирующих при эксплуатации узлов;
г) выполнение вероятностного анализа разрушения для зон контроля и составление перечня исходных событий;
д) оценка последствий разрушения для всех зон контроля, включенных в перечень на основе вероятностного анализа безопасности;
е) определение риска R для каждой отдельной зоны контроля;
ж) анализ чувствительности значений риска к допущениям, принимаемым в подпунктах "б", "в", "г", "д" настоящего пункта, то есть к изменению параметров, определяющих основные допущения численных моделей в расчетах и исходных данных;
з) анализ неопределенностей при численном моделировании процессов деградации;
3) определение уровней оценки риска и приемочных критериев; заключение о полноте и приемлемости полученных данных по подпунктам 1 и 2 настоящего пункта экспертами, привлекаемыми эксплуатирующей организацией;