Концепция осуществления Министерством образования и науки Российской Федерации полномочий собственника в отношении имущества подведомственных организаций (в отношении объектов движимого и недвижимого имущества)

     

Одобрено Коллегией
Министерства образования и
науки Российской Федерации
(протокол от 31 января 2012 года N ПК-2вн)

     

     

I. Особенности осуществления полномочий собственника в отношении имущества организаций образования и науки



Министерство образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство), действуя в соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 года N 337, осуществляет в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральным государственным учреждениям и федеральным государственным унитарным предприятиям, подведомственным Министерству (далее - полномочия собственника).

По состоянию на 31 декабря 2011 года в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации находятся: федеральных государственных бюджетных учреждений - 1093, федеральных государственных автономных учреждений - 22, федеральных государственных унитарных предприятий - 52. В том числе 1059 образовательных учреждений и 52 научных организаций.

Ключевой особенностью осуществления полномочий собственника в отношении имущества таких организаций является его целевое назначение - обеспечение образовательной и научной деятельности.

Таким образом, принятие решений по управлению указанным имуществом должно быть основано на принципе "имущество как базис для основной деятельности".

В настоящее время руководством страны поставлены задачи максимального развития сектора образования и науки, обеспечивается максимально возможная поддержка и в развитии образовательных технологий, и в развитии приоритетных направлений науки и техники, поставлены задачи модернизации материально-технической базы.

В этой связи все принимаемые решения в сфере полномочий собственника должны обеспечить повышение эффективности имущества для развития организаций.

Также имеются особенности и в составе объектов управления - в сфере образования и науки задействовано значительное количество специализированного фонда:

- лабораторные помещения;

- учебные помещения;

- жилищный фонд;

- испытательные полигоны;

- опытное производство;

- специализированное учебное и научное оборудование;

- уникальные испытательные стенды.

Значительное количество имущества требует модернизации - зачастую объекты недвижимого имущества не соответствуют современной логистике организаций, значительно разрознены, требуют технического перевооружения. Также актуальной задачей является управление использованием оборудования.

Формирование единых подходов к принципам принятия решений, требований к качеству управления объектами образования и науки позволят в значительной степени повысить эффективность использования имущества в целях развития образовательных и научных организаций.

II. Цели и задачи Концепции


В целях настоящей Концепции под полномочиями собственника понимается комплекс прав по управлению федеральным имуществом.

Общий состав имущественных комплексов подведомственных Министерству организаций превышает 72 млн м недвижимости и 558 тыс.га земельных участков.

Министерством выстраивается система управления развитием имущественных комплексов: проведена паспортизация всех подведомственных организаций (приказ Минобрнауки России от 28 апреля 2011 года N 1558 "О ведении реестра подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации организаций"), утверждаются перечни недвижимого и особо ценного движимого имущества подведомственных организаций (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2010 года N 996 "Об организации работы в Министерстве образования и науки Российской Федерации по утверждению перечней недвижимого имущества подведомственных Министерству бюджетных учреждений, закреплённого за ними учредителем или приобретённого бюджетными учреждениями за счёт средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества" и от 28 января 2011 года N 124 "Об организации работы в Министерстве образования и науки Российской Федерации по принятию решений об отнесении движимого имущества подведомственных Министерству бюджетных учреждений к особо ценному движимому имуществу и утверждению перечней особо ценного движимого имущества, закреплённого за ними учредителем или приобретённого бюджетными учреждениями за счёт средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества"), организован контроль за учётом и оформлением прав на федеральное имущество подведомственных организаций, включая формирование планов-графиков проведения работы в этой сфере (приказ Минобрнауки России от 25 января 2011 года N 100 "Об организации работы в Министерстве образования и науки Российской Федерации по контролю исполнения подведомственными Министерству организациями требований законодательства Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и об учёте федерального имущества"), приняты основные регламенты по взаимодействию с подведомственными организациями по вопросам распоряжения федеральным имуществом (приказы Минобрнауки России от 18 марта 2011 года N 1373 "О комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по распоряжению федеральным недвижимым имуществом подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации организаций", от 20 мая 2011 года N 1676 "Об организации работы в Министерстве образования и науки Российской Федерации по рассмотрению вопросов о списании федерального имущества подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации"), инициирована и ведётся работа по разработке программ использования и развития имущественных комплексов подведомственных организаций (распоряжение Минобрнауки России от 5 октября 2011 года N Р-65 "О формировании и реализации системного подхода к управлению имуществом подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации").

Однако и этот комплекс мер нуждается в совершенствовании и развитии.

Важнейшим средством обеспечения эффективного использования федерального имущества, закреплённого за подведомственными Министерству организациями, является обеспечение высокого качества принимаемых управленческих решений на всех уровнях, включая, в первую очередь, должностных лиц подведомственных организаций.

Концепция осуществления Министерством образования и науки Российской Федерации полномочий собственника в отношении имущества подведомственных организаций (далее - Концепция) разработана в целях реализации комплексных мер по повышению эффективности имущественных комплексов подведомственных Министерству организаций.

Концепция основана на нормах законодательства Российской Федерации и подготовлена с учётом положений Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года N 1024, и Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 года N 337.

Действие Концепции распространяется на все виды подведомственных Министерству организаций (федеральные государственные унитарные предприятия, федеральные государственные бюджетные учреждения, федеральные государственные автономные учреждения).

Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.

Задачей Концепции является создание в сфере управления имущественными комплексами подведомственных Министерству организаций:

- единых принципов принятия управленческих решений;

- стандартов деятельности по управлению имуществом, включая регламенты работы;

- инструментов повышения эффективности использования федерального имущества.

Реализация Концепции, формирующей методологию повышения эффективности использования федерального имущества, закреплённого за подведомственными Министерству организациями, позволит обеспечить условия для развития их основной деятельности.

III. Цели и задачи Министерства при осуществлении полномочий собственника


Цели деятельности по управлению федеральным имуществом были определены Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утверждённой Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным (далее - Концепция N 1024).

В соответствии с утверждённой Правительством Российской Федерации Концепцией N 1024, объектами управления федеральным имуществом являются не только классические объекты вещных прав (движимое и недвижимое имущество), но, в первую очередь, находящиеся в государственной собственности юридические лица - унитарные предприятия и учреждения.

Одной из основных идей Концепции N 1024 было установление взаимосвязи вопросов развития организаций и использования их имущественных комплексов.

Реализуя задачи, поставленные Правительством Российской Федерации, Министерство определяет основными целями в вопросах управления имуществом подведомственных организаций следующие:

- эффективность деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства;

- эффективность использования закреплённого за такими организациями имущества.

Мероприятия по обеспечению эффективности использования имущества должны быть напрямую связаны со стратегиями (программами) развития организаций.

Таким образом, требование эффективного использования и развития имущественного комплекса организации диктует необходимость формулирования чёткой стратегии (программы) развития организации и конкретизированной программы её реализации.

В настоящей Концепции условие наличия у подведомственных организаций стратегий (программ) развития будет рассматриваться как исходное для рассмотрения вопросов развития и использования имущественного комплекса.

Задачами Министерства по обеспечению эффективности использования федерального имущества подведомственных организаций являются:

1. Обеспечение строгого соблюдения норм законодательства Российской Федерации, регламентирующих порядок использования и распоряжения федеральным имуществом.

2. Формирование требований (стандартов) к управлению имущественными комплексами подведомственных организаций.

3. Обеспечение во взаимодействии с иными уполномоченными ведомствами и организациями проведения мероприятий по вовлечению в процесс использования имущества, не используемого в основной деятельности подведомственными Министерству организациями.

IV. Принципы управления имуществом находящихся в ведении Министерства организаций


Управление федеральным имуществом, закреплённым за подведомственными Министерству организациями, основано на принципах, определённых Концепцией N 1024.

Настоящая Концепция определяет следующие принципы управления имуществом находящихся в ведении Министерства организаций:

1. Формирование системы управления


Система управления включает такие элементы, как определение целей управления, инструментов достижения целей, регламентация порядка принятия управленческих решений, контроль за объектами управления, предоставление отчётности, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчётности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Принципами принятия управленческих решений определяются следующие:

1) "Законность"

Решения, принимаемые по вопросам использования и распоряжения имущественным комплексом находящейся в федеральной собственности организации, должны строго соответствовать нормам законодательства Российской Федерации.

2) "Имущество как базис для основной деятельности"

Имущественный комплекс организаций - базис для обеспечения организациями основной (в частности, для образовательной и (или) научной) деятельности. Решения, принимаемые по вопросам использования и распоряжения имущественным комплексом находящейся в федеральной собственности организации, должны строго соответствовать целям и задачам деятельности такой организации.

3) "Программный подход к управлению имуществом"

Качественное управление имущественным комплексом возможно только при применении программного подхода. Каждая организация должна комплексно подходить к вопросам своего развития, стабилизируя выбранные приоритеты в программных документах. Решения, принимаемые по вопросам использования и распоряжения имущественным комплексом находящейся в федеральной собственности организации, должны соответствовать разработанным в соответствии со стратегиями (программами) развития организаций программам использования и развития имущественного комплекса.

2. Ответственность управляющих

Реализация мероприятий по достижению цели управления (эффективность использования федерального имущества) осуществляется управляющим - назначенным или избранным руководителем подведомственной Министерству организации. Управляющий несёт ответственность за осуществление мероприятий по достижению установленной цели.

3. Обеспечение эффективности управления


Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления наилучшим способом.

4. Обеспечение профессионализма управления


Управляющие - назначенные или избранные руководители подведомственных Министерству организаций должны обладать высоким уровнем профессионализма в вопросах управления федеральной собственностью.

5. Информатизация

Управление имуществом находящихся в ведении Министерства организаций должно осуществляться с применением современных информационных технологий.

V. Программный подход - базовый принцип принятия решений


Программа развития и использования имущественного комплекса должна стать управленческим стандартом для каждой подведомственной Министерству организации.

Основанная на стратегии (программе) развития всей организации программа использования и развития имущественного комплекса должна обеспечить принятие решений по управлению имуществом, направленных исключительно на развитие организации, и стать одним из основных инструментов оценки качества управления в данной сфере.

Таким образом, вопросы использования имущественного комплекса будут увязаны с целями стратегического развития организации.

Программа использования и развития имущественного комплекса должна отражать такие вопросы, как:

1. Характеристика организации - основные аналитические параметры, характеризующие организацию.

2. Резюме стратегии (программы) развития организации: основные направления стратегического развития, подкреплённые расчётными показателями обеспеченности фактических пользователей имущественного комплекса, как текущего, так и планируемого.

3. Характеристика состава имущественного комплекса: основные параметры с описанием назначения и состояния объектов недвижимости, их территориально-пространственного положения, состояния оформления прав на имущество, расходов на содержание имущества, а также фактического использования и доходов от использования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»