Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (постатейный)

Комментарий к статье 6.1. Особенности организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора

1. Положения настоящей статьи регламентируют подсистему особенностей организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, которая включена во II главу Закона как составной элемент системы пожарной охраны. Комментируемая статья введена ФЗ от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ, который с учетом практики мероприятий государственного контроля (надзора) обозначил новую веху развития контрольно-надзорной области правоотношений в России.

Положениями ФЗ от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ определена специальная подсистема особенностей организации и осуществления федерального ГПН, который включает 8 основных элементов:

- правило регулирования отношений, связанных с осуществлением федерального ГПН, с организацией и проведением проверок организаций положениями ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей настоящей статьи;

- определение предмета проверки (соблюдение на объекте защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований ПБ);

- условие дополнительного включения в ежегодный план проведения плановых проверок, приказ (распоряжении) органа ГПН о назначении проверки, акт проверки наименования и места нахождения объекта защиты, а также наименование его правообладателя (правообладателей);

- исчерпывающий перечень 2 оснований для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок (истечение 2 категорий сроков);

- исчерпывающий перечень 4 оснований для проведения внеплановой проверки;

- дополнительное условие незамедлительной внеплановой выездной проверки (в случае получения информации о фактах нарушений требований ПБ, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара);

- условие запрета о предварительном уведомлении о проведении внеплановой выездной проверки (в случае получения информации о фактах нарушений требований ПБ, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара);

- механизм контроля за соблюдением требований ПБ в лесах должностными лицами уполномоченных органов на основании плановых заданий, порядок оформления и содержание которых должны устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Нормы ч.1 комментируемой статьи определяют правило регулирования отношений, связанных с осуществлением федерального ГПН, с организацией и проведением проверок организаций положениями ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей настоящей статьи. Таким образом, законодатель обозначил основным источником регламентирования процедур проверок в рамках федерального ГПН нормы ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и дополнительным (корректирующим) - правила комментируемой статьи.

По этому поводу целесообразно отметить, что общие правила проведения проверок любых субъектов предпринимательской деятельности регламентированы положениями ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно ст.2 которого государственным контролем (надзором) обозначена деятельность уполномоченных органов государственной власти (федерального и регионального уровня), которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, которые установлены в нормативных правовых актах России, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законами мер по пресечению (устранению) последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" также установлены:

- полномочия федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих государственный контроль (надзор);

- основные требования к организации, проведению и срокам плановой, внеплановой, документарной и выездной проверок (нарушение которых согласно ст.20 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" может повлечь признание проверки недействительной);

- особенности режима постоянного государственного контроля (надзора) на объектах повышенной опасности;

- основной порядок и ограничения при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности;

- требования к оформлению результатов проверки по типовой форме акта проверки;

- конкретный перечень и точные пределы мер, принимаемых должностными лицами органа контроля (надзора) в отношении фактов нарушений, который выявлены при проведении проверки;

- исчерпывающий перечень 13 обязанностей должностных лиц органа контроля (надзора) при проведении проверки (неисполнение которых может повлечь согласно ст.20 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" признание проверки недействительной);

- условия признания недействительными результатов проверки, проведенной с грубым нарушением (обозначают поводы, которые позволяют оспорить результаты проверки);

- перечень 5 существенных прав субъектов проверки и условия защиты их прав и т.д.

В данной связи целесообразно отметить письмо МЧС РФ от 2 июня 2011 года N 19-3-1-2086 "О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП", в котором обозначено, что статьей 15 ФЗ "О защите прав юридически лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что при проведении проверки должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют эти должностные лица.

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), Правила устройства электроустановок (ПУЭ) содержат требования технического характера, опосредованно связанные с ПБ. Нарушение этих требований может влиять на состояние ПБ, однако ответственность за их нарушение установлена ст.9.11 КоАП РФ, рассмотрение дел по которой отнесено ст.23.30 КоАП РФ к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный энергетический надзор. Пунктом 1.2.11 ПТЭЭП установлено, что государственный надзор за соблюдением требований настоящих Правил осуществляется органами государственного энергетического надзора.

В связи с изложенным, должностные лица ГПН при даче предписаний о выполнении обязательных требований ПБ не вправе предписывать требования о необходимости выполнения правил и норм, надзор за которыми относится к компетенции иных контрольно-надзорных органов, за исключением требований, изложенных в Правилах противопожарного режима в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390).

2. Содержание ч.2 комментируемой статьи определяет предмет проверки (соблюдение на объекте защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований ПБ). То есть, предмет проверки как обязательные требования включает общие и специальные требования ПБ.

Общие требования ПБ определены в Правилах противопожарного режима в РФ, а специальные - в постановлении Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417 и прочих требованиях.

3. Правила ч.3 рассматриваемой статьи регламентируют условие дополнительного включения в ежегодный план проведения плановых проверок, приказ (распоряжении) органа ГПН о назначении проверки, акт проверки наименования и места нахождения объекта защиты, а также наименование его правообладателя (правообладателей).