1. Положения настоящей статьи регламентируют подсистему федерального государственного пожарного надзора (ГПН), которая включена во II главу Закона как составной элемент системы пожарной охраны.
Указанная подсистема включает 14 правовых конструкций:
- определения должностных лиц федерального ГПН;
- исчерпывающего перечня 4 категорий органов ГПН;
- механизма соответствия руководителей соответствующих органов ГПН по должности главными государственными инспекторами по пожарному надзору;
- полномочия Правительства РФ определять перечень других должностных лиц органов ГПН (государственных инспекторов) и соответствующих прав и обязанностей по осуществлению федерального ГПН;
- полномочия должностных лиц органов ГПН при проведении проверок на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или организаций с иностранными инвестициями;
- механизм обязательного исполнения указаний и распоряжений вышестоящих должностных лиц органов ГПН нижестоящими должностными лицами органов ГПН;
- полномочия Правительства РФ устанавливать организационную структуру, полномочия и функции органов ГПН, а также порядок осуществления федерального ГПН;
- порядок контроля за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений России, а также представительств РФ за рубежом;
- условие проведения федерального ГПН в рамках государственного строительного надзора уполномоченными органами федерального и регионального уровня согласно правилам ГрК РФ, если при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства предусмотрено осуществление такого вида строительного надзора;
- исчерпывающий перечень 7 прав должностных лиц органов ГПН (запроса и получения информации и документов, необходимые для проведения проверки; беспрепятственного посещения территории и объектов защиты с их обследованием с предъявлением 2 соответствующих документов, проведение исследований, испытаний, экспертиз, расследований и других мероприятий контроля и т.д.);
- два полномочия главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору, во-первых, организации разработки нормативных документов по вопросам ПБ, регламентирующих порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции, во-вторых, утверждения рекомендаций, инструктивных и методических документов, регламентирующих вопросы организации и осуществления федерального ГПН;
- полномочие органа ГПН на привлечение судом к участию в деле для дачи заключения в отношении иска о возмещении вреда 9 категорий (жизни, здоровью людей, животным, растениям и т.д.) вследствие нарушений требований ПБ;
- механизм осуществления федерального ГПН в лесах уполномоченными федеральными (региональными) органами исполнительной власти в рамках переданных полномочий и подведомственными им государственными учреждениями при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции, установленной настоящим Законом и ЛК РФ;
- порядок осуществления федерального ГПН на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного горного надзора согласно законодательству РФ.
Таким образом, указанная подсистема федерального ГПН обладает массой различных категорий, но в целом включает 4 уровня регулирования (законодательный, правительственный, уровень полномочий главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору и иных уполномоченных органов).
Следует отметить, что о единой системе ГПН говорилось в Концепции создания единой системы государственных надзоров в области ПБ, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (утв. приказом МЧС России от 29 декабря 2006 года N 804). Например, предлагаемая единая система надзоров МЧС России включала механизмы:
- государственного пожарного надзора;
- государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- государственного надзора в области гражданской обороны;
- подразделений, осуществляющих экспертную деятельность в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения ПБ (экспертные структуры).
Все категории надзоров и экспертных структур согласно Концепции обладали общими принципами и задачами, направленными на защиту (подготовку к защите) территорий, объектов, населения (жизни и здоровья граждан), имущества (в т.ч. материальных и культурных ценностей), ограничение негативных последствий, вызванных пожарами, чрезвычайными ситуациями, а также возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий.
При этом, основными принципами деятельности указанных органов обозначены:
- исчерпывающая достаточность принятых мер по недопущению причинения вреда жизни и здоровью людей;
- главенство законности при исполнении возложенных обязанностей и реализации предоставленных прав;
- доступность информации и гласность при осуществлении надзорной деятельности;
- уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;