Анализ международного опыта показывает, что в мировой практике присутствуют три возможных варианта регулирования информационного потребления с целью обеспечения безопасности детей: государственное регулирование, саморегулирование медиа и сорегулирование медиа и государства. В каждой стране сделан выбор в пользу одного из трех вариантов. Третий вариант имеет значительные преимущества перед первыми двумя вариантами, представляется наиболее эффективным и позволяет добиться желаемого успеха, если учитывает психолого-педагогические и художественно-культурные характеристики информационной продукции.
Учет психолого-педагогического и художественно-культурного аспектов при оценке содержания информационной продукции в контексте обеспечения информационной безопасности детей позволяет обеспечить личностное, морально-нравственное и культурное развитие детей участников глобального информационного процесса.
Возрастно-психологический подход к оценке вредного воздействия информационной продукции на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие детей, который лег в основу Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", показал свою достаточно высокую эффективность.
Вместе с тем при возрастной маркировке информационной продукции необходимо учитывать, что ее основной задачей является не развернутая характеристика информационного продукта, а сигнализирование родителям о том, что он содержит информацию, которая может представлять угрозу для ребенка. Кроме того, нецелесообразно расширенное толкование правоприменителями таких терминов, как "насилие и жестокость", которое может привести к тому, что дети будут ограничены в доступе к информационной продукции военно-исторической направленности, являющейся в условиях современного общества важнейшим элементом формирования патриотических убеждений у молодого поколения.
Однако для обеспечения информационной безопасности детей наряду с запретом информационной продукции, которая может причинить вред развитию и здоровью ребенка, государству и обществу необходимо содействовать созданию условий, обеспечивающих позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка, его психологическое благополучие и позитивное мировосприятие.
Необходима также организация последовательных и регулярных мероприятий государства и общественных организаций, направленных на повышение уровня медиаграмотности детей, которые должны с раннего возраста приобретать навыки безопасного существования в современном информационном пространстве. Стремительное развитие информационных и коммуникационных ресурсов, возрастающая доступность медиасредств (в первую очередь смартфонов и планшетных компьютеров) открывают перед детьми практически безграничные возможности для доступа к информации самого разного свойства, в том числе и к такой, которая может нанести вред их психическому и нравственному развитию. Усилия государства по ограничению доступа к ресурсам, содержащим противоправный контент, не смогут полностью оградить детей от вредной информации. Поэтому необходимо формировать у детей механизмы критической оценки получаемых сведений. Совместные усилия семьи, общественных организаций и государства должны быть направлены на выработку у детей навыка самостоятельной оценки контента, умения анализировать и отличать настоящие новости от дезинформации, противостоять манипулированию и зловредной рекламе асоциального поведения.
Кроме того, необходимо продолжение активной деятельности контролирующих и правоохранительных органов по пресечению фактов незаконного распространения на территории страны печатной и аудиовизуальной продукции, запрещенной к обороту законодательством Российской Федерации, в том числе пропагандирующей культ насилия и жестокости, порнографию, экстремистскую деятельность, потребление наркотических средств и психотропных веществ, а также информационной продукции, запрещенной или ограниченной для реализации несовершеннолетним. Важным элементом этого процесса может быть привлечение журналистских сообществ, организаций саморегулирования и общественных организаций.
Необходимо продолжать работу по совершенствованию механизма блокировки сайтов в сети "Интернет", содержащих запрещенную информацию. В настоящий момент доказала свою высокую эффективность существующая система включения (по решению уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти) пяти видов особо социально опасной информации, доступ к которой безусловно должен быть запрещен, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. К таким видам информации относится детская порнография, информация о продаже и изготовлении наркотиков, призывы к осуществлению самоубийств, информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), информация, нарушающая требования Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи.
Процесс перехода Российской Федерации к постиндустриальному обществу сопровождается последовательной компьютеризацией общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, иных учреждений для несовершеннолетних, включая детские и юношеские библиотеки. В связи с этим целесообразно предусмотреть внедрение эффективных современных технических и программных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, обеспечение соблюдения установленных правил гигиены и безопасности при пользовании компьютерной техникой. Для этого необходимо формирование механизма эффективного использования средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на компьютеризацию школ и детских библиотек. Вместе с этим необходимо обеспечить в детских и юношеских библиотеках (с сохранением осуществляемых ими в настоящее время функций) медиабезопасность детей, создавая для этого соответствующие технические и организационные условия, а также правовые механизмы.
Кроме того, государству следует поддерживать создание и осуществление деятельности организаций саморегулирования средств массовой информации и массовых коммуникаций, а также общественных движений и объединений, ассоциаций и движений родительской общественности, ассоциаций потребителей продукции средств массовой информации, образовательных и телекоммуникационных услуг, осуществляющих функции наблюдения (мониторинга) и общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации и о рекламе. Перспективными являются также разработка и внедрение специальных образовательных и просветительских программ, содержащих информацию об информационных угрозах, о правилах безопасного пользования детьми сетью "Интернет", средствах защиты несовершеннолетних от доступа к информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, предназначенных для родителей, работников системы образования, детских и юношеских библиотек и других специалистов, занятых обучением и воспитанием несовершеннолетних, организацией их досуга.
Следует также продолжать широкомасштабные государственные и общественные эмпирические исследования с целью оценки эффективности политики по защите детей от негативной информации.
Усилия семьи, общества и государства должны быть направлены на то, чтобы ребенок с детства привыкал свободно ориентироваться в медиапространстве, умел взаимодействовать с различными источниками информации, не поддавался манипуляциям извне и мог делать самостоятельные выводы о качестве информационных продуктов.