Работник психологической службы в системе народного образования обязан:
руководствоваться соответствующими директивными и нормативными документами Совета Министров СССР, Гособразования СССР, настоящим Положением и другими документами, регламентирующими деятельность службы;
рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;
знать новейшие достижения психологической науки, применять современные научно обоснованные методы диагностики, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы;
препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
в решении всех вопросов исходить только из интересов ребенка, его полноценного развития;
хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической или коррекционной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим;
оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, индивидуального подхода к ребенку, оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем;
работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом учреждения;
по запросам администрации подготавливать необходимые материалы для психолого-медико-педагогических консультаций;
участвовать в рассмотрении спорных вопросов воспитания детей (выбор формы устройства, передача на воспитание одному из родителей и др.);
выполнять распоряжения администрации учреждения образования, управления (отдела) образования, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных знаний.
Работник психологической службы имеет право:
определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий учебно-воспитательного учреждения;
формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ;
отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат принципам или задачам его работы, определенным настоящим Положением;
знакомиться с документацией учебно-воспитательного учреждения, обращаться с запросами в медицинские учреждения;
участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и комиссий, решающих судьбу детей. В случае несогласия с принятым решением обратиться в вышестоящую инстанцию;
участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности, проводить в учебно-воспитательном учреждении групповые и индивидуальные психологические исследования и эксперименты для исследовательских целей, выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и пр.;
обращаться в случае необходимости через руководство с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с защитой интересов ребенка (изменение режима работы родителей или лиц, их заменяющих, санаторное обеспечение и др.);
обращаться в центры психологической помощи и профориентации по вопросам профессионального самоопределения школьников и другим вопросам, связанным с защитой интересов ребенка.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Бюллетень Государственного
Комитета СССР по народному
образованию: высшее и
среднее специальное,
N 12, 1990 год