В XX веке в конце 80-х годов доля бюджетного финансирования филармоний составляла около 6 процентов, поскольку убытки от занятия филармонической деятельностью в значительной степени покрывались прибылью от эстрады. С начала 90-х годов произошел существенный рост расходов филармоний, вызванный индексацией размера заработной платы работников, повышением тарифов на транспортные и коммунальные услуги, отменой ряда налоговых льгот и т.д. Увеличение расходов филармоний не сопровождалось соответствующим повышением их доходов, растущее расхождение между доходами и расходами компенсировало государство. К середине 90-х годов доля бюджетного финансирования филармоний составила более 75 процентов. Бюджетное финансирование в течение длительного периода осуществлялось по смете, никаких принципов и методов расчета величины выделяемых финансовых средств установлено не было. Большая часть концертных организаций получала бюджетные ассигнования в размере, чуть превышающем расходы на оплату труда штатных работников и коммунальных услуг. К настоящему времени структура доходов концертных организаций практически не изменилась, бюджетные средства составляют 77,5 процента, доходы от основных видов уставной деятельности - 17,2 процента, прочие доходы - 5,3 процента. Таким образом, бюджетное финансирование составляет основную часть поступлений концертных организаций.
В настоящее время выделение финансовых средств осуществляется прежде всего в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, которое становится основным инструментом государственной культурной политики и средством ее детализации. При формировании государственных (муниципальных) заданий институтам власти следует исходить из того, что исполнение академической музыки является основой деятельности филармонических концертных организаций и творческих коллективов. Чрезвычайно важно учитывать миссию, художественную концепцию и творческую индивидуальность концертных организаций и творческих коллективов. В силу существенных различий в условиях их функционирования, направлениях деятельности и художественных особенностях необходим строго индивидуальный подход к определению государственных (муниципальных) заданий даже в одном регионе при соблюдении баланса между произведениями разных направлений академической музыки, организацией показа концертных программ собственных и приглашенных исполнителей.
Однако на местах задание на осуществление филармонической концертной деятельности, как правило, устанавливается учредителем на основании статистических данных прошлых лет и не учитывает особенности процесса исполнительского искусства. Финансовые средства выделяют не на достижение определенных результатов, а на содержание работников, что составляет наибольшую часть расходов концертных организаций.
На федеральном уровне приняты документы, в которых обоснованы принципы формирования государственного задания, предусматривающие разделение 2 составных частей процесса академического музыкального исполнительства - создания и показа художественного продукта и организации его показа (распространения). При этом имеется в виду, что создание художественного продукта уникально и практически не поддается измерению, а организация показа имеет системный характер и может быть выражена в конкретных показателях.
Осуществление каждой из указанных функций в рамках выполнения установленных государственных (муниципальных) заданий нуждается в финансовой поддержке. Если не будет финансироваться создание художественного продукта, то это может привести к потере творческих сил в регионах. Отсутствие финансовой поддержки распространения художественного продукта не позволит сформировать эффективную систему привлечения слушателей. Концертные организации, совмещающие в своей деятельности функции создания или сохранения художественного продукта и функции по его распространению, должны получать финансовую поддержку учредителя с учетом всех реализуемых ими функций. Реализовать в России рыночные механизмы распространения академического музыкального искусства позволит увязка размера субсидии, выделяемой на организацию показа художественного продукта, с числом слушателей концертов академической музыки.
В структуре бюджетного финансирования должно найти отражение различие в условиях и характере деятельности базовых и выездных творческих коллективов. Для базовых творческих коллективов бюджетные средства должны выделяться исходя из задачи обеспечения нормативных затрат на создание художественного продукта. Для выездных творческих коллективов бюджетные средства должны выделяться исходя из задачи обеспечения нормативных затрат на показ художественного продукта. Размер субсидии на организацию показа концертных программ может различаться в зависимости от их содержания. Объем и структура расходов и доходов организаций от показа программ, состоящих из популярных произведений, и программ, включающих современные сочинения, будут разными. То же самое касается концертных площадок (залов) для организации показа программ выездных творческих коллективов. В отношении концертных залов, в которых филармоническая концертная деятельность отсутствует, потребуется больше затрат на организацию концерта, чем в отношении тех концертных залов, в которых есть постоянные зрители.
В нормативы финансовых затрат на создание концертных программ следует включать в том числе и расходы на приобретение и страхование музыкальных инструментов.
К творческим коллективам, находящимся в составе филармоний, необходимо применять те же принципы расчета нормативов финансирования, что и для самостоятельных творческих коллективов, определяя объем работ по созданию и услуг по показу концертных программ для каждого творческого коллектива в отдельности. Это позволит соотнести итоговые результаты их деятельности, выровнять экономические условия, получить достоверные статистические данные, являющиеся основным источником информации для принятия управленческих решений.
Важное значение для установления учредителем адекватных показателей деятельности и выстраивания эффективной системы бюджетного финансирования имеет проведение Всероссийского мониторинга деятельности концертных организаций и творческих коллективов. Объектами мониторинга (помимо финансовых показателей) должны стать показатели оказываемых услуг, к оценке которых следует шире привлекать профессиональных экспертов.
Использование новых принципов и инструментов бюджетного финансирования позволит выстроить более прозрачную систему экономических отношений между учредителями и концертными организациями и творческими коллективами, определить единые подходы к установлению состава и величины нормативных затрат, повысить эффективность распределения бюджетных средств и увеличить внебюджетные доходы организаций.
Необходимо повысить роль программного финансирования в оказании поддержки различным формам распространения музыкального продукта и другим наиболее значимым проектам в области академической музыки.
Следует предусматривать выделение бюджетных средств на проведение музыкальных фестивалей и конкурсов, финансовую поддержку гастрольной деятельности в соответствии с установленными на федеральном уровне приоритетами.
Федеральным органам государственной власти необходимо выделять финансовые средства на осуществление комплекса мер по популяризации академического музыкального искусства и просвещению населения, оказывать более действенную экономическую поддержку специализированным средствам массовой информации, включая электронные.
Бюджетные средства должны выделяться на организацию научно-практических конференций и осуществление прикладных научных исследований по актуальным проблемам концертной деятельности в области академической музыки.
Необходимо продолжить практику выделения грантов на реализацию творческих проектов. При этом в приоритетном порядке нужно поддерживать проекты молодых творческих объединений, экспериментальных и независимых коллективов, работающих в регионах России.
Следует продолжить оказание государственной поддержки выдающимся деятелям музыкального искусства России в виде предоставляемых на конкурсной основе грантов и выплаты государственных стипендий.
Нужно расширять систему государственных заказов на новые музыкальные произведения с учетом временных затрат на их создание.
Следует сохранить практику выделения профильным творческим союзам субсидии на развитие их деятельности, предусматривать реализацию совместно с профессиональными общественными институтами проектов, играющих важную роль в развитии концертной деятельности в области академической музыки.
Необходимо выделять бюджетные средства на формирование современной материально-технической базы концертной деятельности (строительство новых (реконструкцию действующих) филармонических концертных залов, приобретение сценического оборудования). Снизить инвестиционную нагрузку на бюджеты разных уровней позволит привлечение частного капитала в рамках развития государственно-частного партнерства. Дополнительный импульс этим процессам должно придать предоставление государственных гарантий по инвестиционным проектам, финансируемым представителями частного бизнеса.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, являющиеся учредителями государственных и муниципальных концертных организаций и творческих коллективов, должны оказывать финансовую поддержку этим организациям и коллективам на аналогичных принципах.
Финансовая поддержка частных концертных организаций и творческих коллективов может осуществляться путем проектного (целевого) финансирования из бюджетов разных уровней.
Реализация основных направлений развития концертной деятельности в сфере академической музыки даст возможность увеличить ее доходы за счет расширения аудитории филармонических концертов в связи с:
осуществлением комплекса мер, направленных на музыкальное просвещение населения;
повышением художественного уровня и обеспечением разнообразия концертных программ;
улучшением материально-технических условий их показа;
использованием современных информационных и управленческих технологий распространения музыкального продукта, в том числе абонементной системы продажи билетов.
Дополнительные финансовые поступления также обеспечат:
увеличение доходов от гастрольной деятельности российских исполнителей за рубежом и выступлений ведущих зарубежных артистов в России;