Действующий

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятый пересмотр (МКБ-Х) от 02.10.1989. Том 1 (часть 1, 2)

     Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (F90-F98)

-

F90

Гиперкинетические расстройства

Группа расстройств, характеризующихся ранним началом (обычно в первые пять лет жизни), отсутствием упорства в деятельности, требующей умственной сосредоточенности, и склонностью к перескакиванию с одних дел на другие без доведения их до конца. Одновременно с этим отмечается неорганизованная, нерегулируемая и чрезмерная активность. Могут присоединяться и некоторые другие нарушения. Дети с гиперкинетическими расстройствами часто бывают отчаянными и импульсивными, подвержены несчастным случаям и дисциплинарным взысканиям вследствие необдуманных нарушений правил, прежде чем осознает свое вызывающее поведение. Их взаимоотношения со взрослыми часто социально расторможены, без обычной предусмотрительности и сдержанности. Они не пользуются любовью других детей и могут оказаться в изоляции. Недостаточность познавательных функций является распространенным явлением, и специфические задержки моторного и языкового развития несоразмерно часты. Вторичные осложнения включают диссоциальное поведение и низкую самооценку.

Исключены:

тревожные расстройства (F41.-)

расстройства настроения (аффективные) (F30-F39)

общие расстройства психологического развития (F84.-)

шизофрения (F20.-)

F90.0

Нарушение активности и внимания

Дефицит внимания с гиперактивностью

Расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Исключено:

гиперкинетическое расстройство, связанное с расстройством поведения (F90.1)

F90.1

Гиперкинетическое расстройство поведения

Гиперкинетическое расстройство, связанное с расстройством поведения

F90.8

Другие гиперкинетические расстройства

F90.9

Гиперкинетическое расстройство неуточненное

Гиперкинетическая реакция детского или подросткового возраста БДУ

Гиперкинетический синдром БДУ

-

F91

Расстройства поведения

Расстройства, характеризующиеся повторяющимися, устойчивыми образцами необщительного, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение можно было бы расценить как наивысшее проявление возрастных социальных нарушений, тем не менее оно может быть более тяжелым, чем обычное детское непослушание или подростковая недисциплинированность, и длиться значительное время (6 мес. и дольше). Черты такого расстройства поведения могут также быть симптомами других психических состояний, и в этом случае предпочтение следует отдавать основному диагнозу.

Примеры поведения, на которых базируется диагноз, включают чрезмерную драчливость и вздорность, жестокость по отношению к другим людям и животным, тяжелую порчу имущества, поджоги, воровство, постоянную лживость, прогуливание занятий в школе и побеги из дома, обычно частые и тяжелые вспышки раздражения, непослушание. Наличие любого из вышеуказанных признаков, если он ярко выражен, достаточно для постановки диагноза, однако отдельные диссоциальные действия не могут служить для него основанием.

Исключены:

расстройства настроения [аффективные] (F30-F39)

общие расстройства развития (F84.-)

шизофрения (F20.-)

расстройства поведения, связанные с:

- эмоциональными расстройствами (F92.-)

- гиперкинетическими расстройствами (F90.1)

F91.0

Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи

Расстройство поведения, заключающееся в диссоциальном и агрессивном поведении (а не только оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение), при котором отклонение в поведении полностью или почти полностью ограничивается пределами дома и взаимоотношениями с членами семьи или ближайшими домочадцами. Диагноз этого расстройства требует наличия полного комплекса критериев для рубрики F91.-; даже тяжелое нарушение взаимоотношений родители-ребенок само по себе недостаточно для постановки диагноза.

F91.1

Несоциализированное расстройство поведения

Расстройство, характеризующееся сочетанием устойчивого диссоциального или агрессивного поведения (полностью соответствующего критериям рубрики F91.-, а не только охватывающего оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение) со значительно выраженными аномалиями во взаимоотношениях индивида с другими детьми.

Расстройство поведения, одиночно агрессивный тип

Несоциализированное агрессивное поведение

F91.2

Социализированное расстройство поведения

Расстройство, включающее устойчивое диссоциальное или агрессивное поведение (полностью соответствующее критериям рубрики F91.-, а не только охватывающее оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение), встречающееся у индивидов, которые в основном хорошо интегрированы в свою социально равную группу.

Расстройство поведения, групповой тип

Групповое правонарушение

Правонарушение в ситуации члена банды

Воровство в компании с другими

Манкирование школой, прогулы

F91.3

Вызывающее оппозиционное расстройство

Расстройство поведения, обычно отмечающееся у детей более младшего возраста и характеризующееся в основном выраженным вызовом, непослушанием, разрывающим отношения поведением, которое не включает правонарушительных действий или более экстремальных форм агрессивного или диссоциального поведения. Диагноз требует полного соответствия критериям рубрики F91.-; даже тяжелые формы озорства или непослушания сами по себе не являются достаточными для постановки диагноза. Необходимо соблюсти осторожность, прежде чем использовать эту рубрику, особенно применительно к детям более старшего возраста, поскольку клинически значимое расстройство поведения обычно будет сопровождаться диссоциальным или агрессивным поведением, что превышает просто вызывающее поведение, непослушание или разрывающее отношения поведения.

F91.8

Другие расстройства поведения

F91.9

Расстройство поведения неуточненное

Детское:

- поведенческое расстройство БДУ

- расстройство поведения БДУ

-

F92

Смешанные расстройства поведения и эмоций

Группа расстройств, характеризующихся сочетанием устойчивого агрессивного, диссоциального или вызывающего поведения с явно выраженной депрессией, тревогой или другими эмоциональными расстройствами. Эти состояния должны соответствовать критериям расстройств поведения в детском возрасте (F91.-), эмоциональных расстройств в детском возрасте (F93.-), невротических расстройств взрослого типа (F40-F48) или расстройств настроения (F30-F39).

F92.0

Депрессивное расстройство поведения

Эта подрубрика предусматривает сочетание расстройств поведения (F91.-) с устойчивой и выраженной депрессией настроения (F32.-), что проявляется такими симптомами, как чрезмерное страдание, потеря интереса и удовлетворения от обычной деятельности, самопорицание и безнадежность. Могут также присутствовать расстройства сна и аппетита.

Расстройство поведения, относящееся к рубрике F91.-, в сочетании с депрессивным расстройством, относящимся к рубрике F32.-

F92.8

Другие смешанные расстройства поведения и эмоций

Эта рубрика предусматривает сочетание расстройств поведения (F91.-) с устойчивой и выраженной эмоциональной симптоматикой, такой, как тревожность, одержимость или навязчивость, деперсонализация или дереализация, фобии или гипохондрия.

Расстройство поведения, относящееся к рубрике F91.-, в сочетании с:

- эмоциональным расстройством, указанным в рубрике F93.-

- невротическими расстройствами, указанными в рубриках F40-F48

F92.9

Смешанное расстройство поведения и эмоций неуточненное

-

F93

Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста

Это скорее преувеличенная выраженность обычных тенденций развития, чем качественная аномальность самих отклонений. Свойственность периоду развития является ключевым диагностическим признаком при дифференциации этих эмоциональных расстройств, обычно начинающихся в детском возрасте, от невротических расстройств (F40-F48).

Исключены:

связанные с расстройством поведения (F92.-)

F93.0

Тревожное расстройство у детей, вызванное разлукой

Его следует диагностировать, когда боязнь разлуки создает фокус тревожности и когда такая тревожность впервые возникает в течение первых лет жизни. От нормального беспокойства, вызванного разлукой, данное расстройство отличается статистически необычной степенью выраженности (тяжестью), включая ненормальную для этого возрастного периода продолжительность, и тем, что эта тревожность создает значительные проблемы социального функционирования.

Исключены:

расстройства настроения [аффективные расстройства] (F30-F39)

невротические расстройства (F40-F48)

фобическое тревожное расстройство в детском возрасте (F93.1)

социальное тревожное расстройство в детском возрасте (F93.2)

F93.1

Фобическое тревожное расстройство в детском возрасте

Страхи в детстве, специфично характеризующие определенную стадию развития и возникающие (в определенной мере) у большинства детей, но чрезмерные по степени выраженности. Другие страхи, которые возникают в детстве, но не являются нормальной частью психосоциального развития (например, агорафобия), следует кодировать соответствующими рубриками F40-F48.

Исключено:

генерализованное тревожное расстройство (F41.1)

F93.2

Социальное тревожное расстройство в детском возрасте

При этом расстройстве отмечаются боязнь незнакомых лиц и социальная тревога и беспокойство при неожиданных новостях, странных или социально угрожающих ситуациях. Эту рубрику следует использовать только в том случае, если такие страхи возникают в течение ранних лет жизни, имеют необычную степень выраженности и сопровождаются проблемами социального функционирования.

Расстройство общения с незнакомыми лицами у детей и подростков.

F93.3

Расстройство сиблингового соперничества

Некоторую степень эмоциональных нарушений, возникающих обычно непосредственно после рождения младшего брата (сестры), демонстрируют многие дети раннего возраста. Расстройство, выражающееся в соперничестве между сибсами, следует диагностировать только в том случае, если степень и длительность расстройства статистически необычны и связаны с отклонениями в социальных взаимодействиях.

Ревность сибсов

F93.8

Другие эмоциональные расстройства в детском возрасте

Расстройство идентификации

Гипертревожное расстройство

Исключено:

расстройство половой идентичности в детском возрасте (F64.2)

F93.9

Эмоциональное расстройство в детском возрасте неуточненное

-

F94

Расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов

До некоторой степени разнородная группа расстройств, общей чертой которых являются отклонения в социальном функционировании; эти расстройства возникают в период роста и развития, но в отличие от общих расстройств развития не характеризуются главным образом явно органической социальной неспособностью или дефектностью, охватывающей все сферы деятельности. Во многих случаях в этиологии этих расстройств решающую роль играют серьезные извращения или лишения, связанные с окружающей обстановкой

F94.0

Элективный мутизм

Характеризуется выраженной эмоционально обусловленной селективностью в речи: ребенок показывает языковые навыки в одних ситуациях и не в состоянии говорить в других (определенных) ситуациях. Расстройство обычно ассоциируется с заметными личными особенностями, включая социальное беспокойство, замкнутость, восприимчивость или сопротивляемость

Селективный мутизм

Исключены:

общие нарушения психологического развития (F84.-)

шизофрения (F20.-)

специфические расстройства развития речи и языка (F80.-)

преходящий мутизм как составляющая часть боязни разлуки у детей раннего возраста (F93.0)

F94.1

Реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте

Начинается в первые пять лет жизни и характеризуется устойчивыми отклонениями модели детских социальных взаимоотношений, что связано с эмоциональным нарушением и реактивностью по отношению к изменениям окружающей обстановки (боязнью, сверхбдительностью, бедностью социальных взаимосвязей со сверстниками, агрессивностью по отношению к себе и другим, страданием и остановкой развития в некоторых случаях). Синдром, вероятно, возникает как непосредственный результат полного отсутствия заботы о ребенке со стороны родителей, как результат злоупотреблений и жесткого обращения с ним.

При необходимости идентифицировать какое-либо связанное с этим нарушение или задержку развития используют дополнительный код.

Исключены:

синдром Аспергера (F84.5)

расстройство привязанностей в детском возрасте по расторможенному типу (F94.2)

синдром жестокого обращения (T74.-)

нормальная вариация в структуре селективной привязанности

сексуальное или физическое насилие в детстве, приводящее к психосоциальным проблемам (Z61.4-Z61.6)

F94.2

Расстройство привязанностей в детском возрасте по расторможенному типу

Особая модель аномального социального функционирования, которая возникает в первые пять лет жизни и имеет тенденцию сохраняться, несмотря на выраженные перемены в окружающей обстановке, а именно диффузное, неизбирательно сфокусированное привязчивое поведение, требующее к себе внимания, и неразборчиво дружественное поведение; плохо модулированные взаимодействия со сверстниками. В зависимости от обстоятельств могут присоединяться эмоциональные и поведенческие расстройства.

Психопатия от недостатка привязанностей

Синдром детского закрытого учреждения

Исключены:

синдром Аспергера (F84.5)

госпитализм у детей (F43.2)

гиперкинетические расстройства (F90.-)

реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте (F94.1)

F94.8

Другие расстройства социального функционирования в детском возрасте

F94.9

Расстройство социального функционирования в детском возрасте неуточненное

-

F95

Тики

Синдромы, преимущественным выражением которых являются некоторые формы тиков. Тик представляет собой непроизвольное, быстрое, повторяющееся, неритмичное движение (обычно вовлекающее ограниченную группу мышц) или голосовой звук, которые внезапно возникают и не служат определенной цели. Тики имеют тенденцию переживаться как непреодолимые, но обычно они могут подавляться на различные промежутки времени. Тики усиливаются при стрессе и исчезают во время сна. Обычные простые двигательные тики включают мигание, судорожное подергивание шеей, пожимание плечами и гримасы лица. Обычные простые голосовые тики включают откашливание, вздохи, фырканье, свист. Обычные сложные двигательные тики включают удары по себе, подпрыгивание, подскакивание на одной ноге. Сложные голосовые тики - повторение специфических слов и иногда использование социально неприемлемых (часто непристойных) слов (копролалия) и повторение своих собственных звуков или слов (палилалия).

F95.0

Транзиторные тики

Соответствуют основным критериям такового расстройства, но тики сохраняются не дольше чем 12 мес. Тики обычно носят характер подмигивания, лицевых гримас, подергиваний головой.

F95.1

Хронические моторные тики или вокализмы

Соответствуют основным критериям такового расстройства, при котором имеют место моторные тики или вокализмы (но не оба вида тиков одновременно), которые могут быть единичными или множественными (обычно множественными) и длятся дольше одного года.

F95.2

Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков [синдром де ла Туретта]

Форма тиков, при которой имеются или имелись множественные моторные тики и один или несколько вокализмов, хотя нет необходимости, чтобы они возникали одновременно.

Расстройство обычно усиливается в подростковом возрасте и имеет тенденцию сохраняться в зрелом возрасте. Вокализмы часто бывают множественными: внезапные повторные звуки, откашливание, звуки, напоминающие похрюкивание, а также употребление неприличных слов и фраз. Иногда присоединяется жестовая эхопраксия, которая также может носить неприличный характер (копропраксия).

F95.8

Другие тики

F95.9

Тики неуточненные

Тики БДУ

-

F98

Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

Разнородная группа расстройств, имеющих общую характерную черту - начало в детском возрасте, но, с другой стороны, отличных по многим параметрам. Некоторые из них являются четко обозначенными синдромами, другие представляют собой не более чем комплексы симптомов, которые требуют включения в зту рубрику вследствие своей частоты и связи с психосоциальными проблемами и вследствие того, что они не могут быть объединены с другими синдромами.

Исключены:

приступы задержки дыхания (R06.8)

расстройство половой идентификации в детском возрасте (F64.2)

синдром Клейне-Левина (G47.8)

обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-)

расстройства сна вследствие эмоциональных причин (F51.-)

F98.0

Энурез неорганической природы

Расстройство, характеризующееся непроизвольным мочеиспусканием днем или ночью (что не соответствует возрасту индивида), которое не является результатом недостаточного контроля функции мочевого пузыря вследствие какого-либо неврологического заболевания, приступа эпилепсии или структурной аномалии мочевых путей. Энурез может отмечаться с рождением или может возникнуть после периода приобретенного пузырного контроля. Энурез может ассоциироваться (но не всегда) с более глубоким эмоциональным расстройством и расстройством поведения.

Энурез (первичный) (вторичный) неорганической природы

Функциональный энурез

Психогенный энурез

Недержание мочи неорганического происхождения

Исключен:

энурез БДУ (R32)

F98.1

Энкопрез неорганической природы

Повторяющееся произвольное или непроизвольное отхождение кала обычно нормальной или почти нормальной консистенции в местах, не предназначенных для этой цели социально-культурным окружением индивида. Расстройство может представлять собой аномальную продолжительность нормального для младенца недержания кала; оно может проявляться в потере контроля над действиями кишечника у индивида, ранее имевшего навык такого контроля, или может включать умышленную дефекацию в неподходящих местах, несмотря на нормальный психологический контроль над действиями кишечника. Состояние может встречаться как моносимптоматическое расстройство или может являться частью более обширного расстройства, главным образом эмоционального расстройства (F93.-) или расстройства поведения (F91.-).

Функциональный энкопрез

Недержание кала неорганической природы

Психогенный энкопрез

При необходимости идентифицировать причину сосуществующего с энкопрезом запора используют дополнительный код.

Исключен:

энкопрез БДУ (R15)

F98.2

Расстройство приема пищи в младенческом и детском возрасте

Расстройство приема пищи различных проявлений обычно характерно для младенческого и раннего детского возраста. Основным проявлением расстройства является отказ от пищи и крайняя степень баловства ребенка, не имеющего никакого органического заболевания, в ответ на предложение ему адекватной пищи разумным и компетентным лицом, осуществляющим уход за ним. К этому может присоединяться состояние "жевания жвачки" (повторное отрыгивание пищи без тошноты и наличия какого-либо желудочно-кишечного заболевания).

Расстройство срыгивания у младенцев

Исключены:

нервная анорексия и другие расстройства приема пищи (F50.-)

трудности вскармливания и введения пищи (R63.3)

проблемы новорожденного (P92.-)

поедание несъедобного младенцами и детьми (F98.3)

F98.3

Поедание несъедобного младенцами и детьми

Устойчивая тяга к поеданию непищевых продуктов (таких, как земля, краски, стружки и т.д.). Этот симптом может быть частью более глубокого психического расстройства (такого, как аутизм); он также может проявляться как относительно самостоятельное психопатологическое поведение. Только в этом, последнем случае можно использовать данную рубрику. Извращенный аппетит более распространен среди умственно отсталых детей. Случаи с одновременным наличием умственной отсталости следует кодировать рубриками F70-F79 в соответствии с основным диагнозом.

F98.4

Стереотипные двигательные расстройства

Произвольные, повторяющиеся, стереотипные, не имеющие функциональной значимости движения (часто ритмичные), которые не являются составной частью какого-либо диагностированного психического или неврологического заболевания. Но в том случае, если такие движения являются симптомами какого-либо заболевания, кодировать следует только последнее. Такие движения, не приводящие к самоповреждению, включают раскачивание тела, кивание, выдергивание и накручивание волос, постукивание пальцами, шлепки ладонями. Стереотипные, наносящие больному травмы действия включают повторяющиеся удары головой, шлепки по лицу, тыканье в глаза, кусанье рук, губ или других частей тела. Расстройства с такими стереотипными движениями чаще всего связаны с умственной отсталостью (когда такое случается, следует кодировать оба состояния). Если тыканье в глаза имеет место у ребенка с недостатком зрения, необходимо кодировать оба этих состояния: тыканье в глаза кодируется данной рубрикой, а нарушение зрения - кодом соответствующего соматического заболевания.

Привычная стереотипия

Исключены:

аномальные непроизвольные движения (R25.-)

двигательные расстройства органической природы (G20-G25)

кусание ногтей (F98.8)

ковыряние в носу (F98.8.)

стереотипии, являющиеся частью более глубокого психического заболевания (F00-F95)

сосание пальца (F98.8)

тики (F95.-)

трихотилломания (F63.3)

F98.5

Заикание [запинание]

Речь, характеризующаяся частым повторением или пролонгированием звуков, слогов или слов либо частыми запинаниями или паузами, что разрывает ритмичное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно столь выражено, что заметно нарушает течение речи.

Исключены:

тики (F95.-)

речь взахлеб (F98.6)

F98.6

Речь взахлеб

Быстрый темп речи с распадом плавности, но без повторений или запинаний, выраженный настолько, что уменьшается ее внятность. Речь беспорядочна, неритмична, быстра, в виде отрывистых толчков и неправильных фраз.

Исключены:

заикание (F98.5)

тики (F95.-)

F98.8

Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский и подростковый возраст

Дефицит внимания без гиперактивности

Неумеренная мастурбация

Кусание ногтей

Ковыряние в носу

Сосание пальца

F98.9

Эмоциональное расстройство и расстройство поведения с началом, обычно приходящимся на детский и подростковый возраст, неуточненное