Расстройства психологического развития (F80-F89) | |||||
Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов. В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было ее достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте. | |||||
- | F80 | Специфические расстройства развития речи и языка | |||
Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства. | |||||
F80.0 | Специфическое расстройство речевой артикуляции | ||||
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором употребление ребенком речевых звуков находится на уровне более низком, чем это соответствует его возрасту, но при котором уровень языковых навыков нормален. | |||||
Связанное с развитием: | |||||
- физиологическое расстройство | |||||
- расстройство речевой артикуляции | |||||
Дислалия [косноязычие] | |||||
Функциональное расстройство речевой артикуляции | |||||
Лепет [детская форма речи] | |||||
Исключены: | недостаточность речевой артикуляции: - афазия БДУ (R47.0) | ||||
- апраксия (R48.2) | |||||
вследствие: | |||||
- потери слуха (H90-H91) | |||||
- умственной отсталости (F70-F79) | |||||
- в сочетании со связанным с развитием | |||||
расстройством языка: | |||||
- экспрессивного типа (F80.1) | |||||
- рецептивного типа (F80.2) | |||||
F80.1 | Расстройство экспрессивной речи | ||||
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на уровне, значительно более низком, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание языка не выходит за пределы возрастной нормы; аномалии артикуляции при этом могут быть не всегда. | |||||
Связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа | |||||
Исключены: | приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера] (F80.3) связанная с развитием дисфазия или афазия рецептивного типа (F80.2) дисфазия и афазия БДУ (R47.0) элективный мутизм (F94.0) умственная отсталость (F70-F79) первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.-) | ||||
F80.2 | Расстройство рецептивной речи | ||||
Связанное с развитием специфическое расстройство, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются отклонения в произношении звуков. | |||||
Врожденная неспособность слухового восприятия | |||||
Связанная с развитием: | |||||
- дисфазия или афазия рецептивного типа | |||||
- афазия Вернике | |||||
Невосприятие слов | |||||
Исключены: | приобретенная афазия при эпилепсии [Ландау-Клефнера] (F80.3) аутизм (F84.0-F84.1) дисфазия и афазия: | ||||
- БДУ (R47.0) | |||||
- экспрессивного типа (F80.1) элективный мутизм (F94.0) | |||||
языковая задержка вследствие глухоты (H90-H91) умственная отсталость (F70-F79) | |||||
F80.3 | Приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера] | ||||
Расстройство, при котором ребенок, имевший ранее нормальный ход речевого развития, теряет рецептивные и экспрессивные языковые навыки, но сохраняет общий интеллект. Начало расстройства сопровождается пароксизмальными изменениями на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Начало расстройства приходится обычно на интервал между тремя и семью годами жизни, причем потеря навыков происходит через несколько дней или недель. Временная связь между началом припадков и потерей языковых навыков вариабельна с предшествованием одного другому (или цикличностью) от нескольких месяцев до двух лет. Как возможная причина этого расстройства предполагается воспалительный процесс в головном мозге. Примерно две трети случаев характеризуются сохранением более или менее тяжелых недостатков восприятия языка. | |||||
Исключены: | афазия: | ||||
- БДУ (R47.0) | |||||
- при аутизме (F84.0-F84.1) | |||||
- вследствие дезинтегративных расстройств детского возраста (F84.2-F84.3) | |||||
F80.8 | Другие расстройства развития речи и языка | ||||
Сюсюканье | |||||
F80.9 | Расстройства развития речи и языка неуточненные | ||||
Речевое расстройство БДУ | |||||
- | F81 | Специфические расстройства развития учебных навыков | |||
Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития. Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга. | |||||
F81.0 | Специфическое расстройство чтения | ||||
Основной чертой этого расстройства является специфическая, значительно выраженная недостаточность развития навыков чтения, что не может быть объяснено исключительно уровнем интеллекта, наличием проблем, связанных с остротой зрения или неадекватным обучением в школе. Затронутыми могут быть навыки чтения и узнавания читаемого слова, речевой навык чтения и выполнение задач, требующихся при чтении. С этим расстройством обычно сочетаются трудности правописания, которые часто сохраняются и в подростковом возрасте, даже если имеется определенный прогресс в чтении. В анамнезе лиц со специфическим, связанным с развитием расстройством чтения обычно имеют место расстройства освоения навыков речи или языковой лексики. Обычным является возникновение эмоциональных срывов и нарушений поведения в период обучения в школе. | |||||
"Отсталое чтение" | |||||
Дислексия развития | |||||
Специфическое отставание в чтении | |||||
Исключены: | алексия БДУ (R48.0) | ||||
дислексия БДУ (R48.0) | |||||
трудности чтения вторичного характера у лиц с эмоциональными расстройствами (F93.-) | |||||
F81.1 | Специфическое расстройство спеллингования | ||||
Расстройство, основной чертой которого является специфическая, значительно выраженная недостаточность развития навыков спеллингования при отсутствии в анамнезе специфического расстройства чтения. Оно не может быть объяснено низким уровнем интеллекта, наличием проблем, касающихся остроты зрения или неадекватным обучением в школе. Расстройство касается как умения правильно произнести слово по буквам, так и написать его грамотно. | |||||
Специфическая задержка овладения навыком спеллингования (без расстройства чтения) | |||||
Исключены: | аграфия БДУ (R48.8) | ||||
трудности спеллингования: | |||||
- связанные с расстройством чтения (F81.0) | |||||
- вследствие неадекватного обучения (Z55.8) | |||||
F81.2 | Специфическое расстройство арифметических навыков | ||||
Расстройство включает в себя специфическую недостаточность навыков счета, которая не может быть объяснена умственной отсталостью или неадекватным обучением в школе. Недостаточность касается прежде всего умения производить основные арифметические действия сложения, вычитания, умножения, деления, а не только таких более абстрактных математических действий, какие необходимы в алгебре, тригонометрии, геометрии или при вычислениях. | |||||
Связанная(ое) (ый) с развитием: | |||||
- акалькулия | |||||
- нарушение счета | |||||
- синдром Герстмана | |||||
Исключены: | акалькулия БДУ (R48.8) трудности счета: | ||||
- связанные с расстройством чтения или спеллингования (F81.3) | |||||
- вследствие неадекватного обучения в школе (Z55.8) | |||||
F81.3 | Смешанное расстройство учебных навыков | ||||
Плохо очерченная оставшаяся группа расстройств, при которых имеет место значительная недостаточность как арифметических навыков, так и навыков чтения и правописания, которая не может быть объяснена исключительно умственной отсталостью или неадекватным обучением в школе. Эту рубрику следует использовать для расстройств, одновременно отвечающих критериям подрубрик F81.2 и F81.0 либо F81.1. | |||||
Исключены: | специфическое: | ||||
- расстройство арифметических навыков (F81.2) | |||||
- расстройство чтения (F81.0) | |||||
- расстройство спеллингования (F81.1) | |||||
F81.8 | Другие расстройства развития учебных навыков | ||||
Расстройство развития экспрессивного письма | |||||
F81.9 | Расстройство развития учебных навыков неуточненное | ||||
Неспособность к приобретению знаний БДУ | |||||
Неспособность к обучению БДУ | |||||
Расстройство обучения БДУ | |||||
- | F82 | Специфические расстройства развития моторной функции | |||
Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение развития моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением. Однако в большинстве случаев тщательное клиническое обследование выявляет признаки незрелости неврологического развития, такие, как хорееподобные движения конечностей в свободном положении, отражательные движения, другие признаки, связанные с особенностями моторики, а также симптомы нарушения тонкой и более грубой моторной координации. | |||||
Синдром неуклюжего ребенка | |||||
Связанное(ая) с развитием: | |||||
- нарушение координации | |||||
- диспраксия | |||||
Исключены: | нарушения походки и подвижности (R26.-) нарушение координации (R27.-) - вторичное по отношению к умственной отсталости (F70-F79) | ||||
- | F83 | Смешанные специфические расстройства психологического развития | |||
В эту остаточную рубрику собраны нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств развития речи и языка, учебных навыков и моторики, при которых дефекты выражены в равной степени, что не позволяет вычленить какой-либо из них как основной диагноз. Эту рубрику следует использовать лишь тогда, когда имеет место выраженное переплетение этих специфических расстройств развития. Эти нарушения обычно, но не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций. Таким образом, данную рубрику следует использовать в тех случаях, когда имеется сочетание дисфункций, отвечающих критериям двух или более рубрик: F80.; F81.- и F82. | |||||
- | F84 | Общие расстройства психологического развития | |||
Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях. | |||||
При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код. | |||||
F84.0 | Детский аутизм | ||||
Тип общего нарушения развития, который определяется наличием: а) аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у ребенка в возрасте до трех лет; б) психопатологических изменений во всех трех сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и поведения, которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические диагностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы, такие, как фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность. | |||||
Аутическое расстройство | |||||
Детский: | |||||
- аутизм | |||||
- психоз | |||||
Синдром Каннера | |||||
Исключена: | аутическая психопатия (F84.5) | ||||
F84.1 | Атипичный аутизм | ||||
Тип общего нарушения развития, отличающийся от детского аутизма возрастом, в котором начинается расстройство, или отсутствием триады патологических нарушений, необходимой для постановки диагноза детского аутизма. Эту подрубрику следует использовать только в том случае, если аномалии и задержки в развитии проявились у ребенка старше трех лет и недостаточно демонстративно выражены нарушения в одной или двух из трех областей психопатологической триады, необходимой для постановки диагноза детского аутизма (а именно в социальном взаимодействии, общении и поведении, характеризующемся ограниченностью, стереотипностью и монотонностью), несмотря на наличие характерных нарушений в другой (других) из перечисленных областей. Атипичный аутизм чаще всего развивается у лиц с глубокой задержкой развития и у лиц, имеющих тяжелое, специфическое рецептивное расстройство развития речи. | |||||
Атипичный детский психоз | |||||
Умственная отсталость с чертами аутизма | |||||
При необходимости идентифицировать умственную отсталость используют дополнительный код (F70-F79). | |||||
F84.2 | Синдром Ретта | ||||
Состояние, до настоящего времени обнаруживаемое только у девочек, при котором явно нормальное раннее развитие осложняется частичной или полной утратой речи, локомоторных навыков и навыков пользования руками одновременно с замедлением роста головы. Нарушения возникают в возрастном интервале от 7 до 24 мес. жизни. Характерны потеря произвольных движений руками, стереотипные круговые движения рук и усиленное дыхание. Социальное и игровое развитие останавливается, но интерес к общению имеет тенденцию к сохранности. К 4 годам начинается развитие атаксии туловища и апраксии, часто сопровождаемые хореоатетоидными движениями. Почти неизменно отмечается тяжелая умственная отсталость. | |||||
F84.3 | Другое дезинтегративное расстройство детского возраста | ||||
Тип общего нарушения развития, для которого характерно наличие периода абсолютно нормального развития до появления признаков расстройства, сопровождаемого выраженной потерей приобретенных к тому времени навыков, касающихся различных областей развития. Потеря происходит в течение нескольких месяцев после развития расстройства. Обычно это сопровождается выраженной утратой интереса к окружающему, стереотипным, монотонным двигательным поведением и характерными для аутизма нарушениями в сфере социальных взаимодействий и функций общения. В ряде случаев может быть показана причинная связь этого расстройства с энцефалопатией, но диагноз должен базироваться на особенностях поведения. | |||||
Детская деменция | |||||
Дезинтегративный психоз | |||||
Синдром Геллера | |||||
Симбиозный психоз | |||||
При необходимости идентифицировать связанные с расстройством неврологические заболевания используют дополнительный код. | |||||
Исключен: | синдром Ретта (F84.2) | ||||
F84.4 | Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями | ||||
Плохо обозначенное расстройство неопределенной нозологии. Эта категория предназначена для группы детей с выраженной умственной отсталостью (IQ ниже 50), проявляющих гиперактивность, нарушение внимания, а также стереотипное поведение. У этих детей стимулирующие препараты могут вызвать не положительный ответ (как у лиц с нормальным уровнем IQ), а, напротив, тяжелую дисфорическую реакцию (иногда с психомоторной ретардацией). В подростковом возрасте гиперактивность имеет тенденцию сменяться сниженной активностью (что нетипично для гиперактивных детей с нормальным интеллектом). Данный синдром часто связан с различными отставаниями в развитии общего или специфического характера. Неизвестна степень этиологического участия в этом поведении низкого IQ или органического поражения мозга. | |||||
F84.5 | Синдром Аспергера | ||||
Расстройство неопределенной нозологии, характеризующееся такими же качественными аномалиями социальных взаимодействий, какие характерны для аутизма, в сочетании с ограниченностью, стереотипностью, монотонностью интересов и занятий. Отличие от аутизма в первую очередь состоит в том, что отсутствует обычная для него остановка или задержка развития речи и познания. Это расстройство часто сочетается с выраженной неуклюжестью. Выражена тенденция к сохранности вышеуказанных изменений в подростковом и зрелом возрасте. В раннем периоде зрелости периодически имеют место психотические эпизоды. | |||||
Аутическая психопатия | |||||
Шизоидное расстройство в детском возрасте | |||||
F84.8 | Другие общие расстройства развития | ||||
F84.9 | Общее расстройство развития неуточненное | ||||
- | F88 | Другие расстройства психологического развития | |||
Агнозия развития | |||||
- | F89 | Расстройство психологического развития неуточненное | |||
Нарушение развития БДУ |