Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования
(с изменениями на 27 сентября 2017 года)
1. Настоящий Порядок определяет правила обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования (далее - Порядок).
2. Обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов (специальные вагоны, конструкция которых обеспечивает их доступность для инвалидов, в том числе передвигающихся в кресле-коляске) (далее - вагоны для перевозки инвалидов), железнодорожных вокзалов (далее - вокзал), поездов дальнего следования осуществляется перевозчиками, операторами железнодорожного подвижного состава (далее - оператор), владельцами пассажирской инфраструктуры железнодорожного вокзала (далее - владелец инфраструктуры), оказывающими услуги, связанные с перевозками на железнодорожном транспорте пассажиров (далее - услуги) на вокзалах и в поездах дальнего следования.
3. Перевозчики, операторы, владельцы инфраструктуры, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение работников, связанных с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности следующим образом:
а) утверждают перечень профессий работников пассажирского комплекса железнодорожного транспорта, связанных с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов;
б) обеспечивают при приеме на работу работников по профессиям, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов, проведение инструктажа по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг;
в) включают вопросы обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в программы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов пассажирского комплекса, а также в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, профессии которых связаны с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов при профессиональном обучении рабочих и служащих;
г) включают в ежегодные планы проведения технической учебы с работниками, профессии которых связаны с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов, вопросы обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг.
4. Перевозчики, операторы, владельцы инфраструктуры определяют обязанности и последовательность действий работников пассажирского комплекса железнодорожного транспорта, связанных с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов, в отраслевых стандартах, типовых технологических процессах, инструкциях, порядках, регламентах, технологических процессах или иной нормативной документации, содержащей положения по обслуживанию пассажиров.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2017 года приказом Минтранса России от 27 сентября 2017 года N 391. - См. предыдущую редакцию)
5. Перевозчики, владельцы инфраструктуры на вокзалах и в поездах дальнего следования обеспечивают, в том числе с помощью персонала и вспомогательных средств, создание пассажирам из числа инвалидов следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
а) сопровождение пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения и самостоятельного передвижения по территории вокзала и в пассажирских вагонах для перевозки инвалидов, сопровождение и помощь пассажирам из числа инвалидов осуществляется по факту обращения пассажира указанной категории к представителю владельца инфраструктуры или перевозчика на вокзале, в поезде дальнего следования или при предоставлении заблаговременной информации (заявки), не менее чем за 24 часа до предстоящей поездки;
б) помощь пассажирам из числа инвалидов при передвижении по территории вокзала для получения услуги, в том числе при входе в поезд и выходе из него (в том числе с помощью вспомогательных посадочных устройств), до места посадки в поезд и от места высадки из него, при оформлении багажа, получении багажа по прибытии поезда;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2017 года приказом Минтранса России от 27 сентября 2017 года N 391. - См. предыдущую редакцию)
в) возможность ознакомления с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме при обращении к представителю перевозчика или владельца инфраструктуры и (или) по информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Интернет), по телефону;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2017 года приказом Минтранса России от 27 сентября 2017 года N 391. - См. предыдущую редакцию)
г) оказание помощи при прохождении в поездах и на вокзалах пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного или иных видов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2017 года приказом Минтранса России от 27 сентября 2017 года N 391. - См. предыдущую редакцию)
д) допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в установленном порядке, на вокзалы и к проезду в пассажирских поездах;
е) возможность пассажирам из числа инвалидов оставаться в своем кресле-коляске на вокзале и в вагоне для перевозки инвалидов (за исключением устройств с электрическим приводом);
ж) возможность для пассажира из числа инвалидов проинформировать о предстоящей поездке и необходимой ему помощи;
з) предоставление при необходимости вспомогательных средств, в том числе кресел-колясок, при сопровождении пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций самостоятельного передвижения;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2017 года приказом Минтранса России от 27 сентября 2017 года N 391. - См. предыдущую редакцию)
и) прием предоставленной по телефону (по специально организованному каналу связи) пассажиром из числа инвалидов информации о предстоящей поездке в поездах дальнего следования и о потребности в услугах, оказываемых указанной категории пассажиров на вокзалах и в поездах дальнего следования.
5.1. Владельцы инфраструктуры обеспечивают:
а) беспрепятственный вход на вокзалы, и выход из них самостоятельно или с помощью персонала и вспомогательных средств;
б) возможность самостоятельного или с помощью персонала и вспомогательных средств передвижения по территории вокзала, пассажирским платформам в целях доступа к месту предоставления услуг;