Комментарий к Федеральному закону от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (постатейный)

Комментарий к статье 12. Устав общества


Комментируемая статья посвящена содержанию, порядку внесения изменений и ознакомления с единственным учредительным документом общества с ограниченной ответственностью - уставом.

Согласно пункту 3 статьи 89 ГК РФ устав общества с ограниченной ответственностью должен содержать сведения о фирменном наименовании общества и месте его нахождения, размере его уставного капитала, составе и компетенции его органов, порядке принятия ими решений (в том числе решений по вопросам, принимаемым единогласно или квалифицированным большинством голосов) и иные сведения, предусмотренные Законом N 14-ФЗ:

права и обязанности участников общества;

сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;

сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу;

сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;

иные сведения, как предусмотренные Законом N 14-ФЗ, так и не предусмотренные им, но не противоречащие Закону N 14-ФЗ и иным федеральным законам.

"Судебная практика"

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2013 N А56-4860/2013 суд указал, что решение об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью в силу комментируемой статьи не относится к учредительным документам общества.

В Постановлении от 29.10.2014 N А48-1181/2014 Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд отметил, что из анализа комментируемой статьи и статьи 89 ГК РФ следует, что единственным учредительным документом общества является его устав.

В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 N 17АП-10985/2013-ГК суд указал, что по смыслу статьи 12 Закона N 14-ФЗ устав общества представляет собой внутренний нормативный акт юридического лица, то есть положения устава имеют самостоятельное правовое значение.

Следовательно, основанием для вывода о недействительности отдельного пункта устава может являться лишь несоответствие его закону или нормативным актам положений устава либо отсутствие решения легитимного органа о его утверждении (основания возложения исполнения обязанностей единоличного исполнительного органа общества на председателя правления общества не соответствуют требованиям действующей редакции Закона N 14-ФЗ, положениям устава общества).

В Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 N А82-4958/2013 суд пришел к выводу, что из совокупного анализа положений статьи 52 ГК РФ и пункта 2 комментируемой статьи следует, что действующее законодательство, предъявляющее требования к содержанию учредительных документов, не содержит специальных императивных требований о наличии в учредительных документах общества с ограниченной ответственностью сведений об осуществляемых им видах экономической деятельности.

"Внимание!"

Устав общества, может быть изменен. Это требует принятия решения общим собранием участников общества, а также государственной регистрации изменений, внесенных в устав. Изменения, внесенные в устав общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Однако такого правила, касающегося действия изменений, внесенных в устав общества с ограниченной ответственностью, в отношении самого общества или его органов управления Закон N 14-ФЗ не содержит. Поэтому для самого общества с ограниченной ответственностью изменения, внесенные в его устав, становятся обязательными со дня принятия соответствующего решения общим собранием участников этого общества (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 N А52-2286/2014).

"Судебная практика"

В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 03.10.2014 N А55-12216/2013 суд отметил, что внесение изменений предполагает изменение формулировок и содержания положений устава, его дополнение, исключение каких-либо положений, принятие устава в новой редакции.

В Постановлении ФАС Московского округа от 21.07.2014 N Ф05-7087/2014 суд заключил, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Таким образом, до регистрации изменений в учредительные документы организация должна обеспечивать прием корреспонденции по адресу, указанному в уставе.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 N 09АП-23079/2015-ГК суд указал, что если после учреждения общества произошло изменение состава его участников, перераспределение между ними долей или увеличение уставного капитала этого общества, последнее в лице своего высшего органа управления - общего собрания участников обязано принять решение о внесении изменений в устав.

"Внимание!"

Комментируемая статья закрепляет обязанность общества предоставить возможность ознакомления с уставом и предоставить копию действующего устава по требованию:

- участника общества,

- аудитора,

- иного заинтересованного лица.

"Судебная практика"

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.05.2013 А58-4709/2012 суд пояснил, что право участника общества на информацию не ограничено лишь возможностью ознакомления с определенным перечнем документов, оно также включает в себя возможность получения копий этих документов, что необходимо для реализации права на участие в управлении делами общества.