Недействующий

Об утверждении Официальной статистической методологии по определению еженедельной оценки индекса потребительских цен (с изменениями на 25 ноября 2020 года) (утратил силу с 01.01.2022 на основании приказа Росстата от 15.12.2021 N 915)

III. Порядок разработки еженедельной оценки индекса потребительских цен по Российской Федерации


Порядок формирования средних цен на товары (услуги)-представители по Российской Федерации соответствует порядку, определенному в п.6.6 вышеуказанной Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен.

Основой для оценки ИПЦ являются данные об изменении средних цен на наблюдаемые виды товаров и услуг отчетной недели по сравнению с предыдущей неделей.

Изменение средних цен на товар (услугу) определяется по формуле:

,                                           (1)


где:

- изменение средних цен на j-й товар (услугу)-представитель отчетной недели (t) по сравнению с предыдущей неделей (t-1);

j - товар (услуга)-представитель;

- средняя цена на j-й товар (услугу)-представитель;

t - отчетная неделя;

t -1 - предыдущая неделя.

Изменение средних цен, в отличие от индекса цен, рассчитывается из цен на те виды товаров (услуг), которые присутствовали в продаже на момент их регистрации, и учитывает влияние структурных сдвигов в двух смежных периодах (в частности возможность частичного изменения ассортимента товаров с конкретными потребительскими свойствами).

Расчет значения еженедельной оценки ИПЦ, аналогично исчислению официального индекса потребительских цен, осуществляется с применением следующей формулы:

,                             (2)


где:

- оценка индекса потребительских цен за отчетную неделю (t) по сравнению с предыдущей неделей (t -1);

- средняя цена на j-й товар (услугу)-представитель за отчетную неделю (t);

- средняя цена на j-й товар (услугу)-представитель за предыдущую неделю (t -1);

- доля j-го товара (услуги) в потребительских расходах населения в базисном периоде (0);

j - товар (услуга)-представитель;

n - количество товаров (услуг)-представителей;

t - отчетная неделя;

t -1 - предыдущая неделя;

0 - базисный период.

Расчеты средних цен и оценки ИПЦ по Российской Федерации осуществляются с использованием весов, формируемых на основе объемов потребления и структуры потребительских расходов населения для расчета ежемесячных индексов потребительских цен.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года приказом Росстата от 25 ноября 2020 года N 732. - См. предыдущую редакцию)

Для расчета оценки ИПЦ используется векторно-кластерная модель, предусматривающая распределение товаров и услуг из ежемесячного набора для наблюдения за ценами по группам (кластерам) со схожей динамикой цен. Каждая группа (кластер) должна включать как минимум один товар (услугу) - представитель из еженедельного наблюдения. Таким образом, среднее значение изменения цен на наблюдаемые еженедельно виды товаров и услуг интерполируется на динамику цен ненаблюдаемых еженедельно товаров, объединенных в одну группу (кластер).