Недействующий

О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.03.2021 N 621-р)

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Программа "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы (далее соответственно - Программа, новые места) разработана в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 года N Пр-2821 (подпункт 26 пункта 1).

Для обеспечения высокого качества общего образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики требуется, в том числе, совершенствование условий и организации обучения в общеобразовательных организациях (далее - школы). Эта потребность диктуется санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Для повышения доступности и качества общего образования должны быть обеспечены возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену, безопасность и комфортность условий их осуществления.

Организация образовательного процесса в одну смену позволяет существенно повысить доступность качественного школьного образования второй половины дня, а именно:

обеспечить обучающимся за 11 лет обучения до 3800 часов обязательной внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы (до 10 часов в неделю);

создать условия для применения сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций;

организовать обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным образовательным программам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", включая дополнительное обучение физической культуре и спорту в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".

Обучение в одну смену расширяет возможности обучающихся для посещения детских библиотек, музеев, культурных центров, театров, занятий туризмом.

Между тем в настоящее время в России в части школ образовательный процесс организован в две и даже три смены.

По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2014 года в две и три смены вели обучение 10818 школ (24,8 процента общего количества школ), в которых обучалось свыше 1,862 млн. человек (14 процентов общей численности обучающихся). В 2014/2015 учебном году (на 1 января 2015 года) в третью смену обучалось 13271 человек (в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Чеченской Республике). Только в г.Санкт-Петербурге все школы реализуют общеобразовательную программу в одну смену.

При существующей инфраструктуре с учетом демографического прогноза будет увеличиваться количество обучающихся во второй смене. Кроме того, еще в 7 регионах (Республике Северная Осетия - Алания, Республике Тыва, Краснодарском крае, Иркутской области, Калининградской области, Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре) часть школ может перейти на трехсменное обучение.

При этом многие школьные здания не соответствуют новым требованиям. В 482 школах 633 здания находятся в аварийном состоянии, в 6192 школах 8261 здание требует капитального ремонта, 4896 школ (11,2 процента общего количества школ) не имеют всех видов благоустройства.

Сложившаяся ситуация вызвана тем, что многие здания школ спроектированы и построены в середине прошлого века и даже существенно раньше и не отвечают современным требованиям, предъявляемым к таким объектам.

Всего в 2015 году используются 9146 школьных зданий с уровнем износа 50-70 процентов, 6082 - свыше 70 процентов.

Необходим вывод зданий школ, имеющих такой уровень износа, из эксплуатации и перевод обучающихся в новые здания.

Меры федеральной поддержки по проведению противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных школ в 2009-2011 годах, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 622 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений", и мероприятия по капитальному (текущему) ремонту зданий школ в рамках модернизации региональных систем общего образования в 2012-2013 годах значительно снизили количество таких зданий, но не решили проблему в целом.

Следует также учитывать, что до 2025 года численность обучающихся в школах согласно демографическому прогнозу возрастет на 3,5 млн. человек.

Общая прогнозная потребность до 2025 года по вводу новых мест составляет 7389,869 тыс. мест, в том числе:

для обеспечения обучения в первую смену - 5365,223 тыс. мест;

для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа, - 2024,646 тыс. мест.

В сложившейся ситуации регионами в рамках государственных, региональных, муниципальных программ уже запланированы мероприятия по введению 812,005 тыс. новых мест (за счет строительства новых школ, в том числе взамен аварийных, увеличения учебных площадей путем пристроев к зданиям, проведения капитального ремонта, строительства новых зданий школ взамен изношенных, аварийных зданий, эффективного использования имеющихся помещений, проведения организационных кадровых решений).

Так, в 2015-2020 годах планируется в рамках:

15 государственных программ Российской Федерации строительство 293 новых зданий школ, реконструкция 45 и капитальный ремонт 181 здания;

58 региональных программ строительство 628 новых зданий школ, реконструкция 174 и капитальный ремонт 1124 зданий;

78 муниципальных программ строительство 173 новых зданий школ, реконструкция 143 и капитальный ремонт 652 зданий.

Даже после выполнения указанных мероприятий по введению новых мест субъектами Российской Федерации сохранится потребность в создании в 2016-2025 годах 6577,864 тыс. новых мест, в том числе:

4553,218 тыс. мест в школах для обеспечения обучения в первую смену (3616,689 тыс. мест в городских школах и 936,529 тыс. в сельских школах);

2024,646 тыс. мест для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа (814,508 тыс. мест в городских школах, 1210,138 тыс. мест в сельских школах).