Комментарий к главе 33 Налогового кодекса Российской Федерации "Торговый сбор"

     

     

Введение


В Ваших руках - комментарий к действующей с недавнего времени главе 33 Налогового кодекса РФ "Торговый сбор".

В конце 2014 года был принят Федеральный закон от 29.11.2014 N 382-ФЗ, которым в систему налогов и сборов был введен новый сбор, названный торговым.

Новый сбор отнесен к местным налогам и сборам (статья 15 НК РФ) и в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ может быть введен в трех городах: Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, после 01.07.2015. В муниципальных образованиях, расположенных вне территории данных городов, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.

В настоящее время торговый сбор введен только в городе Москве, на территории которого он действует с 01.07.2015 (Закон города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе").

На XII Форуме субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга, проходившем в декабре 2014 года, губернатор Георгий Полтавченко заявил, что принятие решения о введении торгового сбора в этом городе отложено до 2016 года.

В Севастополе также решено было отложить принятие решения о введении торгового сбора.

В настоящем комментарии автор подробно рассматривает положения главы 33 НК РФ и анализирует разъяснения Минфина России и налоговых органов, посвященные вопросам исчисления и уплаты торгового сбора.

Нормы Закона города Москвы о торговом сборе исследуются автором с точки зрения реализации региональным законодателем полномочий, предоставленных НК РФ.

Комментарий готовился таким образом, чтобы каждый читатель, имеющий отношение к ведению бизнеса, нашел для себя что-то интересное. Именно поэтому комментарий принципиально отличается от традиционной правовой литературы, прежде всего, своей практической направленностью, подачей и структурой материала, доступным языком.

Автор будет благодарен за любые предложения и замечания о высказанной им в комментарии точке зрения (y_lermontov@mail.ru).

Комментарий к главе 33. Торговый сбор

     

Комментарий к статье 410. Общие положения


Комментируемая статья посвящена вопросам введения в действия и прекращения действия торгового сбора в муниципальных образованиях, как расположенных на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, так и иных.

Важно помнить, что в муниципальных образованиях, которые находятся вне территории указанных городов, введение торгового сбора может производиться только в случае принятия федерального закона, разрешающего данное действие (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ).

При введении торгового сбора устанавливается его ставка в пределах, обозначенных в главе 33 НК РФ, а также могут устанавливаться льготы, основания и порядок их применения.

Иные обязательные элементы торгового сбора регулируются главой 33 НК РФ непосредственно.

"Москва"

В городе Москве ставки по торговому сбору установлены статьей 2 Закона города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе", а льготы по торговому сбору - статьей 3 данного Закона.

В Письмах Департамента финансов г.Москвы от 10.07.2015 N 90-01-01-07-123/15 и от 20.04.2015 N 90-01-01-07-53/15 отмечено, что ставка в отношении отпуска товаров со склада Законом города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" не установлена. Это значит, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность путем отпуска товаров со склада, не являются плательщиками торгового сбора в городе Москве.

"Внимание!"

Анализируя общие положения, касающиеся торгового сбора, необходимо обратить внимание, что действующая редакция Бюджетного кодекса РФ не предусматривает пока норм, посвященных порядку зачисления торгового сбора в бюджетную систему РФ.

Согласно проекту Федерального закона N 811646-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", подготовленному Минфином России, в целях обеспечения зачисления торгового сбора в бюджеты бюджетной системы РФ в пункт 3 статьи 56 БК РФ предлагается внести соответствующие изменения, предусматривающие зачисление доходов от торгового сбора в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

"Внимание!"

Важно учитывать, что само по себе введение торгового сбора не увеличивает налоговую нагрузку на добросовестных налогоплательщиков.

В Письме Департамента экономической политики и развития г.Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15 разъяснено, что торговый сбор - это фиксированный обязательный платеж, который взимается с конкретного объекта торговли. При этом уплаченный торговый сбор можно вычесть непосредственно из суммы налога на прибыль, единого налога по упрощенной системе налогообложения (если объект налогообложения - доходы) или НДФЛ. Таким образом, уплата торгового сбора не приведет к росту налоговой нагрузки для большинства добросовестных налогоплательщиков.

Так, для индивидуальных предпринимателей пункт 5 статьи 225 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленного по итогам налогового периода по ставке 13 процентов, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде.

Для организаций пункт 10 статьи 286 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).

Данные нормы не применяются в случае непредставления индивидуальными предпринимателями и организациями в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Следует учитывать, что, как пояснено в Письме Департамента экономической политики и развития г.Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15, вычесть торговый сбор из всей суммы налога на прибыль неправомерно. Налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Это означает, что торговый сбор может быть зачтен только в счет региональной части налога на прибыль.

Порядок отражения в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций сумм торгового сбора рассмотрен в Письме ФНС России от 12.08.2015 N ГД-4-3/14174@.

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы" и осуществляющие несколько видов предпринимательской деятельности, на сумму торгового сбора вправе уменьшить сумму налога, исчисленного с объекта налогообложения, только по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор (пункт 8 статьи 346.21 НК РФ).

При этом несвоевременное представление плательщиком торгового сбора уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора не лишает такого плательщика права на уменьшение соответствующей суммы налога в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 225 НК РФ, пунктом 10 статьи 286 НК РФ или пунктом 8 статьи 346.21 НК РФ.

На это указано в Письме ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@.

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", сумму уплаченного торгового сбора учитывают в составе расходов на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 23.07.2015 N 03-11-09/42494, а также Письме Департамента экономической политики и развития г.Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15, в котором пояснено, что согласно НК РФ суммы налога по УСН "доходы минус расходы" не могут быть уменьшены налогоплательщиками на сумму торгового сбора (такая возможность предусмотрена для плательщиков, применяющих УСН "доходы"). Вместе с тем сумма торгового сбора может учитываться в составе расходов, на которые уменьшаются доходы в рамках применения УСН "доходы минус расходы".

"Официальная позиция"

При этом следует отметить, что ограничение вычета сумм торгового сбора из сумм налога в рамках упрощенной системы налогообложения (если объект налогообложения - "доходы") в размере не более чем 50% от суммы налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, пунктом 8 статьи 346.21 НК РФ не установлено. Имеющееся ограничение в размере 50% от суммы налога применяется только для целей пункта 3.1 указанной статьи НК РФ.

На это указал Минфин России в Письме от 15.07.2015 N 03-11-10/40730.

"Актуальная проблема"

В Письме Минфина России от 10.02.2015 N 03-11-11/5522 финансовое ведомство указал, что индивидуальный предприниматель, проживающий в Московской области и применяющий упрощенную систему налогообложения при осуществлении торговой деятельности через объект недвижимого имущества, находящийся в Москве, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение данного налогового (отчетного) периода, при выполнении условий, установленных пунктом 8 статьи 346.21 НК РФ.

Однако в более позднем Письме от 15.07.2015 N 03-11-09/40621 Минфин России пришел к выводу, что индивидуальный предприниматель, проживающий в Московской области и применяющий упрощенную систему налогообложения, при осуществлении торговой деятельности через объект недвижимого имущества, находящийся в Москве, уменьшать сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода и уплачиваемого в бюджет Московской области, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение данного налогового (отчетного) периода в бюджет г.Москвы, не вправе.

Тем не менее, следует учитывать, что в письме Департамента экономической политики и развития г.Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15 рассмотрен вопрос об уплате торгового сбора организацией, зарегистрированной в качестве налогоплательщика в городе Калуге, но ведущей торговую деятельность в городе Москве. По мнению департамента, такая организация должна уплачивать торговый сбор, поскольку торговым сбором облагается использование объекта движимого или недвижимого имущества на территории города Москвы.

В Письме ФНС России от 16.06.2015 N ГД-4-3/10382@ отмечено, что в случае если организация или индивидуальный предприниматель состоят на учете в налоговом органе по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в Московской области и одновременно осуществляют предпринимательскую деятельность с использованием объектов недвижимого имущества (магазин) в городе Москве, в отношении которых на территории города Москвы введен торговый сбор, то указанная организация или индивидуальный предприниматель обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения этого недвижимого имущества уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

В случае если указанная организация или индивидуальный предприниматель будут осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием объектов движимого имущества (автомагазин, торговая палатка и др.) в городе Москве, в отношении которых на территории города Москвы введен торговый сбор, уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора данная организация или индивидуальный предприниматель обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя, то есть в Московскую область.

При этом, в случае, если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора представляется в налоговый орган по месту нахождения того объекта, сведения о котором указаны в таком уведомлении первыми.

Комментарий к статье 411. Плательщики сбора


Комментируемая статья определяет круг лиц, на которых возлагается обязанность по уплате торгового сбора.

К ним относятся граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридические лица, которые с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории соответствующего муниципального образования осуществляют виды предпринимательской деятельности, в отношении которых на данной территории введен торговый сбор.

При этом индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), осуществляющие виды предпринимательской деятельности, в отношении которых введен торговый сбор, с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества, плательщиками сбора не признаются и уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в налоговый орган не представляют.

Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 17.07.2015 N 03-11-09/41264, направленном Письмом ФНС России от 03.08.2015 N ГД-4-3/13514@ для сведения налогоплательщиков и использования в работе нижестоящими налоговым органами.

"Официальная позиция"

Иных освобождений от уплаты торгового сбора НК РФ не предусмотрено.

Исходя из этого организации, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в том числе являющиеся крупными налогоплательщиками, применяющими общую систему налогообложения, обязаны исчислять и уплачивать торговый сбор в общеустановленном порядке.

Такая позиция подтверждена в Письме Минфина России от 30.12.2014 N 03-11-11/68510.

В Письме Департамента экономической политики и развития г.Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15 разъяснено, что налогоплательщик, который ведет торговую деятельность в магазине, но при этом само помещение ему не принадлежит (помещение арендовано), должен уплачивать торговый сбор. Объектом обложения торговым сбором является использование объекта движимого или недвижимого имущества для торговли (вне зависимости от оснований использования таких объектов). Таким образом, торговый сбор должен уплачиваться теми, кто непосредственно торгует, т.е. плательщиками могут быть и собственники объектов недвижимости, и арендаторы.

Кроме того, в данном Письме отмечено, что даже если торговая деятельность ведется на объекте не постоянно (например, аренда торговой точки для торговли только на несколько дней в месяц), торговый сбор все равно уплачивается, поскольку торговая деятельность велась на объекте хотя бы один раз в течение квартала.

Комментарий к статье 412. Объект обложения


Комментируемая статья посвящена такому элементу обложения торговым сбором, как объект.

Им признается использование движимого или недвижимого объекта осуществления торговли хотя бы один раз в течение квартала для осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой введен торговый сбор.

Также данная статья устанавливает понятия даты возникновения объекта обложения сбором и даты прекращения объекта обложения сбором.

Таким образом, обязанность по уплате сбора обусловлена использованием имущества для осуществления торговли.

Возникновение и прекращение объекта обложения сбором связано с фактом использования имущества.

Аналогичное мнение изложено в Письме ФНС России от 18.08.2015 N СА-4-7/14504@.

"Внимание!"

Плательщиком торгового сбора является хозяйствующий субъект, осуществляющий торговлю с использованием объектов движимого или недвижимого имущества, признаваемых объектом торговли, независимо от количества таких объектов.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs