Процессы регионализации в глобальной экономике формируют благоприятные условия для последовательного создания на едином экономическом пространстве собственного центра силы (сценарий "Собственный центр силы") - центра притяжения инноваций, инвестиций, высококвалифицированных кадров и производства конкурентоспособной на мировых рынках продукции, что предполагает создание условий для улучшения качества экономического роста государств-членов в долгосрочной перспективе. Использование интеграционных инструментов и механизмов обеспечит общесистемную реализацию направлений экономического развития, а также активизацию сотрудничества в несырьевых сферах экономики. Особую роль будет играть создание условий для формирования отраслей будущего, консолидация ресурсов на развитие человеческого капитала, модернизация производств, формирование благоприятной среды проживания населения государств-членов, обеспечение доступности финансовых ресурсов, необходимых для проведения технологических исследований, их коммерциализации.
Реализация указанного сценария позволит государствам-членам повысить свою долю в мировой экономике за счет производства и сбыта на внутреннем рынке и рынке третьих стран конкурентоспособной продукции, диверсифицировать экспорт и нарастить объемы ненефтегазового экспорта, снизить зависимость от импортируемых из третьих стран товаров и услуг, обеспечить эффект создания торговли, экономию от эффекта масштаба, технологического эффекта, повысить качество и уровень жизни населения.
Потенциальный эффект влияния интеграции на уровень экономического развития Союза, определяемый как разница между сценариями с текущим и максимальным уровнем интеграции ("Продленный статус-кво" и "Собственный центр силы"), оценивается в пределах 210 млрд. долларов США в текущих ценах, или в пределах 140 млрд. долларов США по паритету покупательной способности в ценах 2012 года.
Эффект от участия в Союзе к 2030 году для государств-членов оценивается до 13 процентов дополнительного прироста валового внутреннего продукта.
Интеграционное сотрудничество государств-членов может иметь существенное влияние на уровень импортозамещения, в том числе в результате переориентации потребителей Союза на конкурентоспособную продукцию внутренних производителей. Как следствие, потенциальный интеграционный эффект роста взаимной торговли более существенен в первую очередь для товаров промежуточного потребления (прирост может составить до 80 процентов для Союза в целом).
Следует отметить, что интеграционный эффект в виде роста взаимной торговли за счет перераспределения торговых потоков (эффект замещения торговли) в рамках функционирования зоны свободной торговли и Таможенного союза во многом достиг значительных размеров. Соответственно, значительный рост взаимной торговли возможен при условии реализации синергетических эффектов (экономия на масштабе, технологический эффект, создание торговли), а также в случае успешного хода работы по устранению изъятий, ограничений и барьеров.
Создание общего (единого) рынка и реализация интеграционных проектов будут создавать новые возможности для привлечения прямых иностранных инвестиций из третьих стран, которые в период до 2030 года могут играть значительную роль в совокупном интеграционном эффекте. Дополнительный приток прямых иностранных инвестиций из третьих стран может достигнуть 90 млрд. долларов США к 2030 году. При этом доля взаимных инвестиций в валовом внутреннем продукте государств-членов будет постепенно увеличиваться, а доля инвестиций из третьих стран - снижаться.
Внутренние и внешние факторы могут влиять на скорость и глубину интеграционного сотрудничества по основным направлениям экономического развития в рамках функционирования Союза, а также интенсивность и характер интеграционных процессов в реальном секторе и сфере услуг. Указанные факторы могут приводить к реализации иных сценариев (например, сценарий "Транзитно-сырьевой мост" или сценарий "Продленный статус-кво").
Сценарий "Транзитно-сырьевой мост" предполагает максимально возможное использование географического положения Союза и имеющейся сырьевой базы (возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов). Стимулом к углублению интеграции служит взаимодействие региональных центров силы (например, Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона), в рамках которых евразийское пространство становится более привлекательным для транспортировки природных ресурсов и транзита продукции, а также развития перерабатывающих производств вблизи транспортных артерий.
Реализация указанного сценария предполагает существенную активизацию интеграционного сотрудничества по направлению развития транзитного потенциала, в том числе путем формирования транспортных коридоров, реализации совместных инфраструктурных проектов в целях транспортировки сырья и транзита продукции, а также стимулирования сферы соответствующих услуг.
Реализация иных направлений экономического развития Союза происходит преимущественно в сферах, имеющих значительный мультипликативный эффект: энергетика и добывающая промышленность, в том числе путем частичной либерализации доступа к освоению природных ресурсов, формирования единых сбытовых каналов, совместного развития и использования современных технологий по добыче и переработке ресурсов и энергетического машиностроения.
Указанный сценарий предполагает максимально оперативное устранение существующих изъятий, ограничений и барьеров, препятствующих созданию эффективных транзитных коридоров, а также создание системы управления соответствующими процессами.
Интеграционный эффект в этом случае может быть несколько ниже потенциального эффекта реализации сценария "Собственный центр силы". Основные интеграционные эффекты будут выражены в увеличении грузоперевозок через территории государств-членов за счет ускорения доставки грузов, максимального упрощения соответствующих процедур. Будет активно расти доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте государств-членов. Указанный сценарий обеспечивает также географическую диверсификацию экспорта сырьевых ресурсов, рост инвестиций в добывающие отрасли, а также сопряженные с ними перерабатывающие отрасли промышленности.
В рамках сценария "Продленный статус-кво" экономики государств-членов под влиянием внутренних и внешних факторов действуют преимущественно независимо. В этих условиях экономическое развитие государств-членов основывается на собственных традиционных источниках роста, обеспечивающих невысокие равновесные темпы экономического развития, сохраняются инфраструктурные ограничения.
Указанный сценарий предполагает реализацию достигнутых интеграционных договоренностей с учетом возникающих новых изъятий, ограничений и барьеров. При этом новые синергетические эффекты (экономии на масштабе, технологический эффект, создание торговли) не приобретают масштабного характера.
Как следствие, значимый совокупный интеграционный эффект для экономик государств-членов в рамках сценария "Продленный статус-кво" приходится преимущественно на период после 2025 года (после завершения выполнения всех переходных положений, предусмотренных Договором о Союзе).
Основные направления разработаны с учетом дальнейшего углубления экономической интеграции и необходимости повышения конкурентоспособности экономик государств-членов, в связи с чем перспективным является развитие государств-членов по сценарию "Собственный центр силы".
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Евразийского экономического союза
www.eaeunion.org, 19.10.2015