Реализация основных направлений обеспечивается следующими дополняющими друг друга механизмами:
обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, в том числе путем сокращения ограничений и барьеров;
проведение скоординированной (согласованной, единой) политики в соответствии с Договором о Союзе, в том числе в сферах экономики, обладающих интеграционным потенциалом.
Наличие единого экономического пространства будет способствовать созданию условий для стабильного развития экономик, росту и развитию производств, свободному перемещению и адаптации торговых потоков, выбору места расположения организаций (центров прибыли и инвестиций, трудовых ресурсов), а также развитию конкуренции на трансграничных рынках и использованию эффективных инструментов защиты конкуренции. Сокращение изъятий, ограничений и барьеров усилит конкуренцию юрисдикции государств-членов, что окажет в целом положительное влияние на инвестиционный и деловой климат каждого государства-члена и Союза в целом.
Проведение скоординированной (согласованной, единой) политики в соответствии с Договором о Союзе позволяет реализовывать комплексные меры, сокращать уровень зависимости от внешних негативных явлений, включая кризисные явления, и снижать риски устойчивого экономического роста государств-членов, что упрощает достижение долгосрочных национальных ориентиров, стимулирует экономическое сотрудничество, создание соответствующих производственных цепочек и др.
Реализация основных направлений не потребует финансирования, не направленного на решение стратегических национальных задач.
Практическое применение указанных механизмов будет осуществляться через комплекс мероприятий, реализуемых в краткосрочном и среднесрочном периодах. Договор о Союзе предусматривает разработку ряда документов, определяющих возможности и условия получения дополнительного экономического эффекта каждым государством-членом с учетом особенностей сфер экономики, в которых достигаются договоренности о сотрудничестве.
Интеграционные меры и действия, направленные на реализацию основных направлений, отражаются в основных ориентирах макроэкономической политики. В целях получения информации о ходе реализации основных направлений Евразийской экономической комиссией и государствами-членами осуществляется мониторинг.
В рамках мониторинга реализации основных направлений возможна подготовка долгосрочного прогноза экономического развития Союза до 2030 года на вариантной (сценарной) основе, в котором оцениваются макроэкономические результаты интеграционного сотрудничества.
Положительное изменение и (или) стабильность значений макроэкономических показателей, отражающие наличие у государств-членов достаточных ресурсов и инструментов для своевременного реагирования на возникающие экономические вызовы, будут обеспечены в рамках проведения государствами-членами согласованной макроэкономической политики. При этом интеграционные действия рекомендуется направить на выявление и предупреждение негативных экономических явлений, смягчение их последствий для экономик государств-членов.
Положительное изменение и (или) стабильность значений показателей экономического развития государств-членов будут обеспечены посредством сокращения изъятий, ограничений и барьеров и проведения скоординированной (согласованной, единой) политики по направлениям, определяющим конкурентоспособность экономик государств-членов и Союза в целом, а также в сферах экономики, обладающих интеграционным потенциалом, в развитии которых заинтересованы государства-члены.
В целях выявления сфер экономики, обладающих интеграционным потенциалом, предусмотренных Договором о Союзе, могут применяться критерии, которые отвечают целям и задачам экономического развития государств-членов и Союза. К таким критериям относятся:
наличие и (или) потенциал формирования мультипликативного эффекта в ряде сфер экономики (например, энергетика, финансовые, информационные, транспортные услуги и др.), который обеспечит не только их собственное развитие, но и создаст благоприятные условия для ускоренного развития других сфер экономики;
высокая актуальность и (или) потенциал импортозамещения за счет кооперации государств-членов, в том числе в сферах экономики с высокой долей импорта продукции из третьих стран во внутреннем потреблении;
высокий потенциал увеличения и диверсификации экспорта в третьи страны, что предопределяет возможность интеграционного взаимодействия в части координации действий государств-членов по созданию благоприятных условий для развития соответствующих сфер экономики, включая кооперацию в части сбытовой и маркетинговой политики и поддержку внедрения современных технологий;
перспективы увеличения поставок товаров и услуг на внутренний рынок за счет специализации экономик государств-членов и реализации их конкурентных преимуществ, что не означает стремления к запрету производства сходной продукции в других государствах-членах, однако способствует перераспределению факторов производства в более эффективные компании и приводит к повышению общей эффективности экономик государств-членов;
перспективы участия и расширения присутствия государств-членов в международных производственных цепочках создания добавленной стоимости и производственных цепочках в рамках Союза, что обеспечит повышение роли государств-членов в создании мировой добавленной стоимости;
возможность отказа от концепции догоняющего развития и концентрации интеграционных усилий на развитии сфер экономики государств-членов за счет создания и привлечения новых технологий темпами, опережающими общемировые показатели (формирование "отраслей будущего");
высокая степень государственного регулирования и (или) государственного участия, что позволит напрямую реализовать интеграционные меры и действия и получить значимый экономический эффект.
Отдельные сферы экономики могут соответствовать сразу нескольким критериям, что характеризует высокий потенциал их интеграционного развития.