Качество государственных и муниципальных услуг в значительной степени зависит от эффективности работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Использование информационно-телекоммуникационных технологий является одним из важнейших способов повышения эффективности работы указанных органов.
В I квартале 2015 года проведено обследование состояния информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов.
В ходе обследования установлено, что органы государственной власти и государственные внебюджетные фонды преимущественно используют собственную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру. По состоянию на конец 2014 года доля потребности федеральных органов исполнительной власти в услугах центров обработки данных (для целей настоящей Концепции центр обработки данных - здание или часть здания, предназначенные для размещения технических и технологических средств, обеспечивающих обработку данных), обеспеченная собственной информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, по основным типам ресурсов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры составила:
55 процентов общего используемого числа серверных стоек (7,6 тыс. из 13,7 тыс. серверных стоек);
86 процентов общей используемой площади машинных или серверных залов (всего 53,8 тыс. кв. метров);
95 процентов общего числа используемых серверов (всего 29,8 тыс. единиц).
Собственная информационно-телекоммуникационная инфраструктура органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов в основном представляет собой серверные комнаты с низким уровнем эффективности использования энергоресурсов:
среднее количество серверных стоек на один собственный машинный зал или серверную составляет 1,3 единицы;
67 процентов общего количества собственных серверных стоек имеют мощность потребления не более 3 кВт на стойку.
Данные факты свидетельствуют о необходимости выделения из бюджетов всех уровней значительных средств на развитие и модернизацию собственной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов, а также наличия в их штате специалистов, обеспечивающих ее эксплуатацию. Согласно данным указанного обследования такие расходы по итогам 2014 года оцениваются более чем в 16 млрд. рублей без учета содержания штата специалистов в количестве 4,8 тыс. человек, выполняющих функции по обслуживанию соответствующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Кроме того, информационная безопасность инфраструктуры передачи, хранения и обработки информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, используемые средства защиты информации при локализованном расположении ресурсов и отсутствии централизованного подхода к архитектуре и обеспечению информационной безопасности также требуют значительных финансовых ресурсов. Отсутствие централизованного управления не позволяет эффективно применять меры противодействия компьютерным атакам, в том числе со стороны информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.
Вместе с тем собственная информационно-телекоммуникационная инфраструктура органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов в ряде случаев базируется на импортных технических и программных средствах и является уязвимой для внешних компьютерных атак. Возможные мероприятия по импортозамещению и организации комплексной защиты информации от внешних воздействий существенно ограничиваются разнородностью используемых технологий, программно-аппаратных средств.
В ходе обследования также выявлено, что федеральные органы исполнительной власти располагают очень ограниченным незадействованным ресурсом информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для дальнейшего развития своих информационных систем. В связи с этим суммарные затраты только федеральных органов исполнительной власти на развитие собственных объектов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, включая проектирование и строительство центров обработки данных, закупку и монтаж оборудования, оцениваются на период 2015-2017 годов в 102 млрд. рублей, более 40 процентов которых могут быть направлены на закупку серверов.
В настоящее время передовой зарубежный опыт указывает на целесообразность использования в государственных органах сервисного подхода к обеспечению информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, а также "облачных" технологий.
В 2012 году в ряде стран было проведено исследование по вопросам использования "облачных" вычислений для государственных нужд. Респондентам задавались вопросы о статусе различных этапов перехода к "облачным" технологиям тех органов власти, в которых они работают.
Результаты исследования показывают, что более чем в половине стран, где проводился опрос, респонденты используют "облачные" технологии. Признанными лидерами в использовании указанных технологий являются США, Австралия, Сингапур и Италия.
Также стоит отметить, что проблема информационной безопасности является общей для многих стран. Согласно данным указанного исследования в Канаде, США и Великобритании проблема информационной безопасности является приоритетной.
В КНР в целях решения проблем, связанных с централизацией управления информационной безопасностью, со снижением затрат на приобретение, эксплуатацию и модернизацию оборудования, оптимизацией затрат на интеграцию информационных систем органов государственной власти, нехваткой специалистов в области информационных технологий, и стимулирования рынка информационно-телекоммуникационных технологий реализован комплекс мер, приведших к переходу до 90 процентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры государственных органов в государственную "облачную" среду в течение 5-7 лет.
В России государственные органы и государственные внебюджетные фонды в недостаточной степени используют преимущества "облачных" технологий. Так, в 2014 году расходы на "облачные" услуги (приобретение виртуальных серверов, вычислительных мощностей и услуг "облачного" хранения) составили только 10 процентов общих расходов на развитие и модернизацию собственных объектов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Таким образом, для эффективного решения задачи информатизации государственного управления при одновременном обеспечении оптимизации расходов бюджетов всех уровней, увеличения устойчивости функционирования и безопасности государственных информационных ресурсов необходимо увеличивать долю использования "облачных" технологий в информационно-телекоммуникационном обеспечении деятельности органов власти.
Кроме того, предпосылки для централизации государственных и муниципальных информационных ресурсов на базе "облачных" технологий формируются в связи со следующими тенденциями на рынке услуг центров обработки данных:
активная информатизация в области государственного управления и оказания государственных услуг;
рост российского рынка услуг центров обработки данных, включая сегмент "облачных" вычислений;
недостаточные пропускная способность и уровень резервирования и надежности телекоммуникационных и информационных систем органов государственной власти и местного самоуправления, особенно в удаленных регионах Российской Федерации;
необходимость импортозамещения и обеспечения национальной безопасности, в том числе информационной;
законодательно предусмотренная необходимость хранения и обработки персональных данных граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации;
высокая капиталоемкость строительства новых центров обработки данных;
необходимость обеспечения технологической независимости Российской Федерации.
Крупнейшие транснациональные корпорации, занимающие ведущие позиции в мире по предоставлению "облачных" услуг, активно наращивают свои вычислительные мощности с целью достижения монопольного положения в области предоставления информационно-телекоммуникационных услуг клиентам по всему миру. Широкое использование подобных услуг органами государственной власти и отечественными компаниями создает угрозу национальной безопасности и геополитическим интересам Российской Федерации, так как при этом возникают существенные риски нарушения функционирования основанных на использовании таких услуг систем, а также угрозы несанкционированного доступа к обрабатываемой информации.