Действующий

Об утверждении Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 29 сентября 2023 года)

II. Состав и структура бюджета для граждан

5. В бюджет для граждан рекомендуется включать:

глоссарий, разъясняющий основные понятия, используемые в бюджетном процессе, такие как "бюджет", "доходы бюджета", "расходы бюджета", "межбюджетные трансферты" и иные необходимые термины;

описание административно-территориального деления публично-правового образования;

основные показатели социально-экономического развития публично-правового образования в соответствии с прогнозом социально-экономического развития публично-правового образования в динамике, включая фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год и плановый период, в том числе показатели, характеризующие численность населения, объем валового регионального продукта, индекс потребительских цен, уровень безработицы, среднемесячную заработную плату, прожиточный минимум, прогноз объемов жилищного строительства;

основные задачи и приоритетные направления бюджетной политики публично-правового образования на очередной финансовый год и плановый период (в случае составления бюджета публично-правового образования на трехлетний период), в том числе направленные на поддержание сбалансированности бюджетов, повышение эффективности расходов бюджетов;

основные характеристики бюджета (в абсолютных и относительных величинах), в том числе сведения о доходах и расходах, межбюджетных трансфертах, планируемых к получению из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета), а также дефицит/профицит бюджета;

основные сведения о межбюджетных отношениях публично-правового образования, в том числе сведения о трансфертах, планируемых к получению из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), направляемых в местные бюджеты, планируемых к получению из местных бюджетов;

уровень долговой нагрузки на бюджет публично-правового образования, в том числе с отражением структуры долга публично-правового образования по видам долговых обязательств;

информацию о позиции публично-правового образования в рейтингах открытости бюджетных данных, качества управления региональными (муниципальными) финансами;

сведения об учете мнения граждан (заинтересованных пользователей) о приоритетной для граждан (заинтересованных пользователей) информации, планируемой к представлению в составе бюджета для граждан, а также о содержании бюджета для граждан, понятности и достаточности представленной информации;

(Абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 4 декабря 2018 года N 249н)

____________________________________________________________________

Абзац десятый предыдущей редакции считается абзацем одиннадцатым настоящей редакции - приказ Минфина России от 4 декабря 2018 года N 249н.

____________________________________________________________________


информацию о проведении и участии публично-правового образования в конкурсах проектов по представлению бюджетов для граждан, о реализации инициативных проектов, а также проектов, направленных на повышение финансовой и бюджетной грамотности населения.

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 15 октября 2020 года N 982; в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 29 сентября 2023 года N 443. - См. предыдущую редакцию)

5.1. При наличии официального сайта, официальной страницы в социальных сетях публично-правового образования (финансового органа публично-правового образования) и (или) специализированного информационного ресурса, предназначенного для размещения бюджетных данных, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" глоссарий, сведения об административно-территориальном делении публично-правового образования, иная информация, содержание которой остается неизменным на протяжении очередного финансового года и планового периода, могут быть представлены на указанных информационных ресурсах по решению финансового органа публично-правового образования.

(Пункт дополнительно включен приказом Минфина России от 27 ноября 2017 года N 1067; в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 29 сентября 2023 года N 443. - См. предыдущую редакцию)

6. В состав информации о доходах бюджета публично-правового образования рекомендуется включать:

информацию о планируемых поступлениях в бюджет публично-правового образования на очередной финансовый год и плановый период, в том числе в сравнении с предыдущими годами;

информацию об объеме и структуре налоговых и неналоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов, поступающих в бюджет публично-правового образования в динамике (фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год и плановый период).

7. Учитывая особенности классификации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в целях обеспечения наглядности и понятности для граждан (заинтересованных пользователей) представленной информации, финансовым органам публично-правовых образований рекомендуется агрегировать данные и представлять их в разрезе основных видов налоговых и неналоговых доходов.

8. Информацию о доходах бюджета публично-правового образования рекомендуется сопровождать объяснением причин изменения доходов бюджета и кратким описанием деятельности органов государственной власти (местного самоуправления), влияющей на изменение доходов бюджета.

9. Информацию о расходах бюджета рекомендуется структурировать с учетом интересов целевых групп пользователей информации, содержащейся в бюджете для граждан. Целевая группа и ее состав могут определяться критериями отнесения граждан и/или организаций, получающих поддержку (или другие формы выплат) из бюджета, к той или иной целевой группе. К таким критериям могут быть отнесены качественные характеристики представителей целевых групп, численность представителей целевой группы и ее социальная значимость, объем бюджетных ассигнований, направляемых на поддержку целевой группы. В качестве целевой группы может выступать группа граждан и/или организаций, на которую направлены мероприятия (результаты) государственной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы).

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 29 сентября 2023 года N 443. - См. предыдущую редакцию)

9.1. В описание целевой группы рекомендуется включать характеризующую данную группу краткую информацию и определения, основанные на нормативных правовых актах с указанием их реквизитов и/или ссылок на них, а также комментарии к ним в доступной и понятной для граждан (заинтересованных пользователей) форме. Информация о целевой группе может быть представлена в виде справки, таблицы или с применением инфографики.

9.2. К целевым группам могут быть отнесены крупные социальные группы граждан, получающие поддержку из бюджета в зависимости от их социального статуса (например, семьи с детьми, учащиеся, дети-сироты, инвалиды, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, малообеспеченные граждане, граждане, нуждающиеся в социальной поддержке и другие); работники государственных и муниципальных учреждений (например, учителя, врачи, социальные работники); организации и предприятия, получающие поддержку или оплату государственных (муниципальных) заказов из бюджета (например, предприятия малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели, некоммерческие организации, организации с государственным или муниципальным участием и другие).