МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 июля 2015 года N МОН-П-2799


О механизме осуществления независимой оценки знаний студентов


Перечень поручений Президента Российской Федерации от 22 мая 2014 года N Пр-1148


Минобрнауки России во исполнение пункта 2 перечня поручений по вопросам повышения качества высшего образования представляет предложения* по внедрению в деятельность образовательных организаций высшего образования механизма осуществления независимой оценки знаний студентов в рамках проведения их промежуточной аттестации, а также по созданию внутренних систем оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворенности студентов условиями и результатами обучения, для последующего учета результатов этой оценки в системе показателей эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


Положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относятся к компетенции образовательной организации. Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 года N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" установлены единые требования к формированию условий проведения промежуточной аттестации обучающихся, а также к фонду оценочных средств (далее - ФОС) для ее проведения.

Минобрнауки России предлагает следующий механизм осуществления независимой оценки знаний студентов.

Независимая промежуточная оценка знаний студентов (далее - независимая оценка) проводится образовательными организациями высшего образования (далее - ОО ВО) и направлена на оценку объема знаний, компетенций, которые студент должен освоить по дисциплинам (модулям), относящимся к базовой части образовательной программы и являющимся обязательными для освоения обучающимися вне зависимости от направленности (профиля) программы. Основное условие проведения оценки - привлечение научно-педагогических работников, не участвовавших в образовательном процессе.

Независимую оценку предлагается проводить на основе ФОС, которые могут включать в себя единые измерительные материалы, установленные в примерной основной образовательной программе (далее - ПООП), либо измерительные материалы, разработанные ОО ВО.

В соответствии с Типовым положением об учебно-методических объединениях в системе высшего образования, утвержденным Минобрнауки России приказом от 18 мая 2015 года N 505, одним из направлений деятельности учебно-методических объединений (далее - УМО) является организация разработки и проведения экспертизы ПООП, частью которых являются требования к результатам обучения по дисциплинам (модулям), показатели, критерии и шкалы их оценивания.

Для установления единых измерительных материалов УМО по соответствующей укрупненной группе специальностей и направлений подготовки организуется экспертиза ФОС в рамках проведения экспертизы ПООП. Таким образом, использование образовательными организациями ФОС, входящих в состав ПООП, прошедших экспертизу и размещенных в едином реестре ПООП, позволит избежать субъективизма при проведении независимой оценки.

В то же время ОО ВО может самостоятельно разработать ФОС и направить его для проведения экспертизы в УМО, затем использовать указанные ФОС для проведения независимой оценки.

Результаты независимой оценки предлагается использовать: при определении профиля обучения после освоения базовой части образовательной программы; формировании индивидуальных или групповых образовательных траекторий студентов, учитывающих их образовательные и иные потребности и особенности; для выявления частей основной образовательной программы, реализация которых требует привлечения ресурсов иных организаций (образовательных или не являющихся образовательными) с использованием сетевой формы реализации образовательной программы; внесения корректировок в вариативную часть основной образовательной программы в зависимости от уровня сформированности компетенций обучающихся, в том числе для разработки индивидуальных планов, позволяющих компенсировать недостатки, либо ввести элементы углубленного изучения дисциплин (модулей). По решению ОО ВО результаты независимой оценки могут быть засчитаны в качестве результатов промежуточной аттестации либо учитываться в портфолио студента.

Результаты независимой оценки могут также использоваться экспертами и представителями экспертных организаций при проведении аккредитационной экспертизы по образовательным программам, заявленным ОО ВО для проведения государственной аккредитации образовательной деятельности.

Создание внутренних систем оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворенности студентов условиями и результатами обучения предусмотрено в настоящее время в рамках формирования системы независимой оценки качества образовательной деятельности организаций. К внутренним системам оценки деятельности научно-педагогических работников относятся подготовка образовательными организациями ежегодного рейтинга преподавателей на основе показателей учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы, а также внедрение "эффективного контракта".

В соответствии с положениями статьи 95.2 Федерального закона предусмотрено создание общественных советов при органах исполнительной власти по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций (далее - НОКО) или возложение данных функций на существующие при этих органах общественные советы.

На основании критериев качества образовательной деятельности, установленных в статье 95.2 Федерального закона, Минобрнауки России издан приказ от 5 декабря 2014 года N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность". Сформированные показатели предварительно рассматривались и были одобрены на заседании Общественного совета при Минобрнауки России.

Внедрение "эффективного контракта" осуществляется согласно Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, в рамках введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждений и работников.

При введении "эффективного контракта" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.

Результаты независимой оценки знаний обучающихся, оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворенности студентов условиями и результатами обучения могут быть отражены образовательными организациями высшего образования в публикуемых отчетах о самообследовании. В целях обеспечения публикации ОО ВО указанной информации в отчетах о самообследовании предлагается внести уточнение в Методические рекомендации по проведению самообследования, разработанные Минобрнауки России и направленные в ОО ВО (письмо от 20 марта 2014 года N АК-634/05), в части включения в аналитическую часть отчета о самообследовании информации о результатах проведения независимой оценки знаний студентов, результатов оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворенности студентов условиями и результатами обучения.

С учетом того, что независимая оценка знаний студентов является внутривузовской системой оценки качества образования, а мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования носит институциональный характер и направлен на оценку результативности деятельности по таким направлениям, как качество приема, финансово-экономическая, международная деятельность, результативность трудоустройства, Минобрнауки России не считает целесообразным включать результаты независимой оценки знаний студентов в перечень показателей эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования.

Основными результатами внедрения механизмов независимой оценки знаний студентов, результатов оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворенности студентов условиями и результатами обучения станут получение достоверной информации о качестве подготовки студентов для анализа и принятия управленческих решений на уровне образовательной организации и системы высшего образования в целом, повышение уровня ответственности научно-педагогических работников за результаты труда, повышение заинтересованности студентов в результатах обучения, выявление и распространение подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса, сохранение и развитие при сохранении единого образовательного пространства разнообразия образовательных программ.

Министр
Д.В.Ливанов




Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Администратор образования,

N 17, сентябрь 2015 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»