Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации I квартал 2015 года

Импорт товаров в I квартале 2009-2015 годов

(млрд долларов США, по методологии платежного баланса)

     

 

Импорт машин, оборудования и транспортных средств, оставаясь наиболее значимой категорией (44,9% ввозимых товаров), снизился в I квартале 2015 года на 39,7%, до 18,9 млрд долларов США. Опережающими темпами сокращались поставки средств наземного транспорта.

Импорт продукции химической промышленности и связанных с ней отраслей уменьшился на 27,6%, до 7,5 млрд долларов США. Падение зафиксировано по наиболее крупным позициям - фармацевтическим изделиям и продукции нефтехимии. Доля товарной группы в совокупном импорте несколько выросла и составила 17,9% (15,5%).

Ввоз продовольственных товаров, включая сырье для их производства, уменьшился на 41,2%, до 6,0 млрд долларов США, удельный вес группы сократился до 14,2% (15,2%).

В географическом распределении импорта товаров в I квартале 2015 года доля государств ЕС снизилась до 36,9%, позиция группы стран АТЭС укрепилась до 40,6%. Удельный вес стран Таможенного союза составил 7,1%. Важнейшими партнерами являлись Китай, доля которого выросла до 20,2%, Германия (10,4%), США (7,3%), Италия, Беларусь и Япония (по 4,1%).

Дефицит баланса внешней торговли услугами сократился в I квартале 2015 года до 8,4 млрд долларов США с 11,1 млрд долларов США в I квартале 2014 года за счет опережающего снижения импорта.


Экспорт услуг уменьшился до 11,8 млрд долларов США (15,1 млрд долларов США в январе-марте предыдущего года). Снижение затронуло все основные позиции, однако наиболее значимо коснулось сегмента услуг, связанного с реализацией затратных капиталоемких проектов, в первую очередь в сфере строительства и архитектуры. Сокращение торговых потоков привело к уменьшению оказанных нерезидентам транспортных услуг на 19,5%, до 3,7 млрд долларов США. Падение объема предоставленных услуг по статье "Поездки" на четверть, до 1,9 млрд долларов США объяснялось преимущественно сокращением удельного веса поездок нерезидентов из стран дальнего зарубежья, в первую очередь за счет их наиболее затратных видов: служебных и частных поездок.