Действующий

Об утверждении Концепции оптимизации механизмов проектирования и реализации межведомственного информационного взаимодействия, оптимизации порядка разработки и утверждения административных регламентов в целях создания системы управления изменениями (с изменениями на 18 октября 2018 года)

I. Введение

Настоящая Концепция разработана во исполнение пункта 5 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 19 сентября 2013 года N 1.

В настоящей Концепции предусматриваются возможности оптимизации отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных (муниципальных) услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг (далее - органы (организации) - исполнители услуг) в соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон).

Принятие в 2010 году Федерального закона стало отправной точкой для формирования в Российской Федерации системы предоставления государственных (муниципальных) услуг, основанной на активном использовании информационных технологий.

Положения Федерального закона предписывали органам (организациям) - исполнителям услуг перейти на взаимодействие с заявителем в электронном виде, а также осуществлять межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде при предоставлении государственных (муниципальных) услуг.

Это привело к внедрению нового порядка организации системы предоставления государственных (муниципальных) услуг.

За последние несколько лет в развитие положений Федерального закона и в целях информатизации процессов, обеспечивающих предоставление государственных (муниципальных) услуг, были созданы федеральные государственные информационные системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее реестр услуг), "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), "Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах", "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", "Единая система нормативной справочной информации", а также единая система межведомственного электронного взаимодействия и др. Кроме того, ряд мероприятий был направлен на разработку и модернизацию уже существующих ведомственных информационных систем.

Однако в настоящее время работа указанных систем не до конца синхронизирована. Изменение сведений, содержащихся в одной информационной системе, не приводит к изменению взаимосвязанных сведений в других системах. Кроме того, постоянное изменение нормативной правовой базы влечет постоянное изменение условий предоставления государственных (муниципальных) услуг.

Между тем в настоящее время все изменения условий предоставления государственных (муниципальных) услуг должны синхронизироваться между ведомствами, а изменения в одной информационной системе должны приводить к изменениям во всех смежных системах.

Задача интеграции множества информационных систем, используемых для предоставления государственных (муниципальных) услуг и управления взаимоувязанными потоками информации, является как никогда актуальной.

В первоочередном порядке необходимо работать над созданием системы управления изменениями - линейного (по цепочке) процесса актуализации сведений о государственных (муниципальных) услугах и порядке их предоставления.

Следует отметить, что в настоящее время большинство процессов, связанных с актуализацией сведений, содержащихся в информационных системах, обеспечивается сотрудниками органов (организаций) исполнителей услуг в "ручном режиме" в порядке, заданном в каждом органе (организации) - исполнителе услуг, при этом не всегда регламентированном. Изначально задача взаимоувязанного развития информационных систем перед ведомствами не стояла.

Таким образом, на федеральном уровне необходимо выработать систему управления изменениями, которая обеспечит адаптацию информационных систем к внешним изменениям, а также к изменениям, происходящим внутри взаимосвязанных информационных систем.