Действующий

О классификации институциональных секторов экономики

I. Экономика в целом

1. Резидентские институциональные единицы, составляющие в совокупности экономику государства - члена Евразийского экономического союза (далее - государства-члена), группируются в 5 взаимно исключающих друг друга институциональных секторов:

а) нефинансовые корпорации;

б) финансовые корпорации;

в) государственное управление;

г) домашние хозяйства;

д) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

2. Группировка институциональных единиц по секторам осуществляется в соответствии с их функциональным назначением:

производство товаров и услуг;

потребление, удовлетворяющее желания и потребности человека;

накопление в различных формах капитала.

3. Корпорации заняты либо производством, либо накоплением (либо и тем, и другим), но не конечным потреблением. Органы государственного управления заняты производством (но другого типа по сравнению с корпорациями), накоплением и конечным потреблением от имени населения и общества в целом. Все домашние хозяйства осуществляют потребление и могут быть также заняты производством и накоплением. Некоммерческие организации многообразны по своим характеристикам. Поведение некоторых из них аналогично поведению корпораций, другие практически являются частью органов государственного управления, а третьи занимаются видами деятельности, которые аналогичны видам деятельности органов государственного управления, но функционируют независимо от них.

4. Общепринятый подход к разделению секторов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящих Методологических пояснений, на подсекторы основан на критерии контроля и состоит в идентификации тех нефинансовых и финансовых корпораций, которые контролируются правительством, то есть государственных корпораций, и тех, которые контролируются из-за рубежа, то есть корпораций под иностранным контролем. Остальные корпорации являются национальными частными корпорациями.

5. Корпорация является государственной корпорацией, если ее контролирует государственное учреждение, другая государственная корпорация или какое-либо объединение государственных учреждений и государственных корпораций, причем контроль рассматривается как возможность определять общую корпоративную политику корпорации. Выражение "общая корпоративная политика" понимается в широком смысле и означает ключевую финансовую и оперативную политику, относящуюся к стратегическим целям корпорации как рыночного производителя.

6. Нерезидентская единица контролирует резидентскую корпорацию, если нерезидентская единица владеет более 50 процентами акционерного капитала корпорации. Однако контроль возможен и в том случае, если доля нерезидентской единицы в акционерном капитале корпорации меньше 50 процентов, но при этом нерезидентская единица может осуществлять контроль методами, описанными в пунктах 4.77-4.80 СНС-2008 (методы контроля со стороны правительства, например, с помощью контроля над советом директоров или другим управляющим органом, контроля за назначениями и отзывами ключевых руководителей, контроля над ключевыми комитетами корпораций и т.д.).

7. Некоторые из подсекторов целесообразно (если это возможно и отвечает задачам национальной статистики) детализировать дополнительно, применяя критерий обособления некоммерческих организаций от других единиц сектора, на такие категории, как:

некоммерческие организации;

организации, ориентированные на получение прибыли.

Указанные категории единиц могут группироваться в составе перечня классификатора КИСЭ и (или) альтернативных группировок КИСЭ.

8. Сектор "Нефинансовые корпорации" включает в себя все резидентские нефинансовые корпорации. Кроме того, этот сектор включает некоммерческие организации, занятые рыночным производством товаров и услуг (например, больницы, школы или колледжи, которые взимают плату, позволяющую покрывать текущие расходы), или ассоциации предпринимателей, финансирующие свои расходы за счет взносов по подписке от нефинансовых корпораций или некорпорированных предприятий. Роль ассоциаций предпринимателей состоит в том, чтобы продвигать или обслуживать интересы нефинансовых корпораций или некорпорированных предприятий.

9. Для определения подсекторов сектора "Нефинансовые корпорации" используются 2 критерия классификации. Первый критерий касается обособления некоммерческих организаций от других единиц сектора. Единицы, отличные от некоммерческих организаций, могут быть описаны как организации, ориентированные на получение прибыли.

Второй критерий касается контроля, он позволяет идентифицировать:

государственные нефинансовые корпорации;

национальные частные нефинансовые корпорации;

нефинансовые корпорации под иностранным контролем.

10. Сектор "Финансовые корпорации" включает в себя все резидентские корпорации, основная деятельность которых состоит в предоставлении финансовых услуг, включая услуги финансового посредничества, услуги страхования и услуги пенсионного обеспечения, а также единицы, осуществляющие виды деятельности, которые содействуют финансовому посредничеству. Кроме того, этот сектор включает некоммерческие организации, занятые рыночным производством услуг финансового характера, которые финансируются за счет взносов по подписке от финансовых предприятий и роль которых состоит в продвижении и обслуживании интересов этих предприятий.

11. Подсекторы сектора "Финансовые корпорации" включают в себя:

а) национальный (центральный) банк;

б) корпорации, принимающие депозиты, кроме национального (центрального) банка;