Действующий

По обеспечению непрерывности деятельности системно значимых инфраструктурных организаций финансового рынка

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

от 27 июля 2015 года N 20-МР

По обеспечению непрерывности деятельности системно значимых инфраструктурных организаций финансового рынка



1. Банк России в целях обеспечения непрерывности деятельности рекомендует системно значимым инфраструктурным организациям финансового рынка (далее - СЗИОФР), информация о которых размещена на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Системно значимые инфраструктурные организации финансового рынка", использовать настоящие методические рекомендации.

Настоящие методические рекомендации подготовлены с учетом международных подходов, определенных в документе "Восстановление финансовой устойчивости инфраструктурных организаций финансового рынка", разработанном Комитетом по платежам и рыночным инфраструктурам совместно с Международной организацией комиссий по ценным бумагам в октябре 2014 года. Указанный документ на английском языке ("Recovery of financial market infrastructures", October, 2014, CPMI-IOSCO) доступен на сайте Банка международных расчетов (www.bis.org/publ/d121.htm).

2. Под обеспечением непрерывности деятельности в целях настоящих методических рекомендаций понимается способность СЗИОФР оказывать услуги, приостановление или прекращение оказания которых по оценке СЗИОФР может существенно повлиять на финансовое положение СЗИОФР и (или) клиентов СЗИОФР (далее - значимые услуги) в полном объеме в условиях нестандартных и чрезвычайных ситуаций (далее - НЧС). СЗИОФР рекомендуется определить перечень возможных НЧС самостоятельно, исходя из оценки возможного ущерба вследствие нарушения обеспечения непрерывности деятельности с учетом вероятности и времени возникновения нарушений, а также специфики и масштаба деятельности СЗИОФР.

3. Совету директоров (наблюдательному совету) СЗИОФР рекомендуется утвердить должностное лицо, ответственное за обеспечение непрерывности деятельности (далее - Должностное лицо), при условии, что СЗИОФР (группа компаний, включающая СЗИОФР) является для него основным местом работы, а также сформировать из сотрудников СЗИОФР коллегиальный орган, уполномоченный определять приоритеты восстановления деятельности СЗИОФР в условиях НЧС и осуществлять координацию действий подразделений и отдельных сотрудников СЗИОФР в условиях НЧС (далее - Коллегиальный орган).

СЗИОФР рекомендуется разработать внутренние документы, утверждаемые органами управления СЗИОФР, регламентирующие обязанности и ответственность Должностного лица и Коллегиального органа.

СЗИОФР рекомендуется включить Должностное лицо в состав Коллегиального органа и наделить его функциями по координации деятельности Коллегиального органа.

В Коллегиальный орган рекомендуется включать в том числе руководителей структурных подразделений, осуществляющих оказание значимых услуг.

4. При выборе претендента на осуществление функций Должностного лица, включая временное осуществление этих функций, СЗИОФР рекомендуется учитывать наличие у него высшего образования, а также сертификата по международному стандарту ИСО в области осуществления непрерывности деятельности организации, полученного в системе добровольной сертификации, включенной в единый реестр Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, и (или) опыта работы по принятию (подготовке) решений по вопросам обеспечения непрерывности деятельности общей продолжительностью не менее двух лет в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке.

5. СЗИОФР во внутренних документах рекомендуется предусмотреть подотчетность Должностного лица совету директоров (наблюдательному совету) СЗИОФР, в том числе в качестве координатора деятельности Коллегиального органа.

6. СЗИОФР во внутренних документах рекомендуется предусмотреть составление и представление Должностным лицом совету директоров (наблюдательному совету) СЗИОФР не реже одного раза в квартал отчета о непрерывности деятельности СЗИОФР, в том числе включающего результаты расчета показателей оценки непрерывности деятельности СЗИОФР в соответствии с Приложением к настоящим методическим рекомендациям.

Совету директоров (наблюдательному совету) СЗИОФР рекомендуется учитывать указанный отчет при принятии управленческих решений, включая стратегическое развитие обеспечения непрерывности деятельности СЗИОФР.

7. СЗИОФР рекомендуется выявлять и проводить анализ факторов возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций (далее - факторы НЧС), которые способны привести к нарушениям оказания значимых услуг.

8. Анализ факторов НЧС может включать следующие процессы:

оценку вероятности наступления фактора НЧС;

определение степени и характера влияния факторов НЧС на обеспечение непрерывности деятельности СЗИОФР.

СЗИОФР рекомендуется для определения перечня значимых услуг включать в анализ факторов НЧС оценку возможного ущерба от реализации НЧС, включая косвенные (финансовые, операционные и репутационные) последствия, по возможным сценариям нарушения обеспечения непрерывности деятельности.

9. СЗИОФР рекомендуется проводить анализ факторов НЧС не реже одного раза в шесть месяцев и в случае необходимости пересматривать (актуализировать) факторы НЧС.

СЗИОФР во внутренних документах рекомендуется предусмотреть подготовку и представление Должностным лицом совету директоров (наблюдательному совету) СЗИОФР отчета, содержащего результаты пересмотра (актуализации) факторов НЧС.

10. СЗИОФР, за исключением кредитных организаций, рекомендуется иметь утвержденный советом директоров (наблюдательным советом) СЗИОФР план обеспечения непрерывности и восстановления деятельности (далее - План ОНиВД). При этом в составе Плана ОНиВД целесообразно наличие специализированных планов обеспечения непрерывности и восстановления деятельности в зависимости от решений, принятых в этом отношении органами управления СЗИОФР.

СЗИОФР, являющийся кредитной организацией и разработавший План ОНиВД в соответствии с Положением Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года N 5489, 22 декабря 2004 года N 6222, 20 марта 2009 года N 13547, 30 июня 2014 года N 32913 ("Вестник Банка России" от 4 февраля 2004 года N 7, от 31 декабря 2004 года N 74, от 1 апреля 2009 года N 21, от 9 июля 2014 года N 63), рекомендуется дополнить План ОНиВД положениями, основанными на настоящих методических рекомендациях.

11. В План ОНиВД рекомендуется включить следующее:

цели, приоритеты и задачи, решаемые в рамках Плана ОНиВД;

перечень факторов НЧС;

возможные сценарии нарушения обеспечения непрерывности деятельности;

перечень значимых услуг, восстановление нормальной деятельности по оказанию которых необходимо обеспечивать в первую очередь, с указанием сроков их восстановления;