Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (постатейный)

Комментарий к статье 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1. В ч.1 комментируемой статьи установлена норма о законодательном закреплении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и указано, что данный институт социального страхования основывается на Конституции РФ, регламентируется комментируемым Законом и иными соответствующими федеральными законами и нормативными актами.

Для более полного раскрытия смысла указанной нормы необходимо провести краткий обзор законодательства, устанавливающего основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Статья 39 Конституции РФ закрепляет, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регламентировано комментируемым Законом:

1) устанавливающим в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

2) определяющим порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных комментируемым Законом случаях.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регламентируется и рядом других федеральных законов и нормативных актов.

Так, ст.184 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) устанавливает гарантии и компенсации работникам при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании. В данной статье указано, что при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются комментируемым Законом, Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и т.д.

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ежегодно, начиная с 2000 года, устанавливаются федеральными законами. Так, например, Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 401-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" определено, что в 2015 году и в плановый период 2016 и 2017 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год". Также предусматривается, что страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с комментируемым Законом.

Общая сумма затрат на выполнение обязательств, предусмотренных комментируемым Законом, в 2015 году составит 87,9 млрд.рублей, в 2016 году - 93,8 млрд.рублей, в 2017 году - 100,1 млрд.рублей и включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы по доставке и пересылке страховых выплат, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и другие расходы.

________________

См. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&7868D4408D65FC6543257D640044E804


Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и связанные с ним вопросы отражаются и регламентируются постановлениями Правительства РФ.

Так, в целях реализации положений ст.12 комментируемого Закона Правительством РФ ежегодно, начиная с 2004 года, устанавливается коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2014 года N 1402 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" регламентировано, что с 1 января 2015 года коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2015 года, составляет 1,055. В связи с этим ФСС РФ обязан произвести перерасчет ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом коэффициента индексации, установленного данным постановлением.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2012 года N 1396 утверждены Правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2015 году и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 года N 713 в целях реализации нормы, установленной ст.22 комментируемого Закона, утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.

Большое количество нормативных документов посвящено вопросам проведения медико-социальной экспертизы. Так, приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 октября 2005 года N 643 "Об утверждении форм документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и рекомендаций по их заполнению" регламентирует порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Существует большое количество нормативных документов, регламентирующих соблюдение норм охраны труда, предупреждение производственного травматизма, которые также имеют непосредственное отношение к обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Так, можно отметить приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2012 года N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".

Также к указанной категории нормативно-правовых актов можно отнести постановление ФСС РФ от 7 апреля 2008 года N 82 "Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам" и др.

2. В ч.2 комментируемой статьи подтверждается приоритет международных договоров по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В частности, в законе указано, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные комментируемым Законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

Данная норма полностью соответствует нормам гражданского законодательства, устанавливающего, в частности, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

В этой связи необходимо обратить внимание на такой документ, как письмо ФСС РФ от 6 июля 2005 года N 02-18/06-6048 "О применении иностранных официальных документов на территории Российской Федерации, представляемых в целях обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которое было издано в целях разъяснения региональным отделениям ФСС РФ порядка и правил применения иностранных официальных документов. В письме разъяснено, что для правомерного использования указанных документов необходимо наличие их консульской легализации, которая заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на документах и актах и соответствия их законам государства пребывания с целью использования их в другом государстве. Консульская легализация подтверждает правомочность документов и актов в международном общении. Иностранные документы, предназначенные для использования на территории России, могут быть легализованы на территории того государства, где эти документы выданы, либо на территории Российской Федерации.

На территории государства, выдавшего документ, он может быть заверен в Министерстве иностранных дел или ином уполномоченном государственном органе с последующей легализацией в консульской службе Российской Федерации, находящейся в данном государстве.

На территории Российской Федерации иностранный документ заверяется в дипломатическом представительстве или консульском учреждении государства, где он был выдан, а затем легализуется в Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.

К иностранным официальным документам, применяемым на территории Российской Федерации, предъявляются определенные требования. Документ должен содержать надлежащим образом нотариально заверенный перевод на русский язык, и удостоверен апостилем - специальным штампом - удостоверительной надписью. Легализации и проставления апостиля не требуется, если договоренности между двумя или несколькими государствами отменяют или упрощают данную процедуру.

Вопросы приоритета норм международного права по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являлись предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ (см., например, определение Конституционного Суда РФ от 18 декабря 2003 года N 464-О).