В международной практике состав базовых услуг почтовой связи, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, зависит от степени регулирования рынка.
Так, в странах с полностью либерализованным рынком почтовой связи (в основном государствах - членах Евросоюза) услуги, тарифы на которые устанавливаются государством, как правило, включает только рассылку единичных письменных отправлений определенного веса и заданных габаритов.
_______________
Источник: WIK Consult, 'Main Developments in the Postal Sector (2010-2013)', 2013; Accenture, 'Postal Universal Service Obligation (USO) International Comparison: International Postal Liberalization - Comparative Study of US and Key Countries', 2008.
В то же время в странах с менее либерализованным рынком письменной корреспонденции (США, Бразилии, Китае и др.) государственному регулированию тарифов подлежит вся письменная корреспонденция.
В большинстве стран с развитым рынком почтовой связи доставка посылок не входит в состав услуг почтовой связи, тарифы на которые устанавливаются государством.
Тарификация предусматривает несколько аспектов: единство тарифа на всей территории страны, уровень тарифа и правила его индексации.
Установление единых среднесетевых тарифов на территории государства обеспечивается за счет покрытия расходов доставки почтовых отправлений на высокозатратных направлениях доходами, получаемыми при доставке почтовых отправлений на низкозатратных направлениях.
В настоящее время в Российской Федерации складывается ситуация, когда тариф не покрывает полную себестоимость услуг по пересылке тарифицируемой письменной корреспонденции по причине нарушения сбалансированности тарифа вследствие высокой конкуренции на наиболее привлекательных направлениях (крупные населенные пункты), где в результате проведения торгов по размещению госзаказа стоимость оказания услуг почтовой связи резко снижается.
При этом должен быть установлен единый предельный среднесетевой тариф, позволяющий предоставлять скидки пользователям услуг для обеспечения конкурентоспособности назначенного оператора почтовой связи на привлекательных направлениях.
Для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и регистрируемой письменной корреспонденции, входящей в состав обязательных услуг почтовой связи, оказываемых назначенным оператором почтовой связи, должны применяться государственные знаки почтовой оплаты.
В качестве государственных знаков почтовой оплаты предлагается использовать:
- почтовые марки;
- оттиски клише франкировальных машин;
- иные знаки, включая электронные.
При этом порядок издания и распространения государственных знаков почтовой оплаты, установления их образцов, номиналов, сроков действия и тиражей, а также требования к использованию франкировальных машин, в том числе третьими лицами, должны определяться федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Организация издания государственных знаков почтовой оплаты должна осуществляться федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Первичная реализация государственных знаков почтовой оплаты и администрирование использования третьими лицами франкировальных машин должны обеспечиваться исключительно назначенным оператором почтовой связи.
Последующее распространение почтовых марок и блоков, маркированных конвертов и карточек может осуществляться любыми лицами на территории Российской Федерации.
При этом для защиты от использования поддельных государственных знаков почтовой оплаты со стороны назначенного оператора почтовой связи необходимо обеспечить использование современных организационных и технических решений, включая электронные средства защиты государственных знаков почтовой оплаты.