Действующий

Концепция развития почтовой связи в Российской Федерации на период до 2020 года

3.4.1. Основные направления развития электронных технологий в области почтовой связи


Использование современных информационно-телекоммуникационных технологий для облегчения доступа к услугам и повышения качества почтовой связи, развитие электронных почтовых услуг является одной из приоритетных задач в рамках Дохинской почтовой стратегии, утвержденной на XXV Конгрессе Всемирного почтового союза (г.Доха, 2012).

Как и для многих других стран, для Российской Федерации ключевой задачей в данном направлении является развитие комплексной услуги по пересылке почтовых отправлений в электронной форме между государственными, муниципальными органами и физическими и юридическими лицами за счет создания единой электронной почтовой системы, обеспечивающей юридически значимый электронный документооборот между указанными лицами.

Подобные сервисы организованы в ряде европейских почтовых служб, например в Италии (Postal Registered electronic Mail), Франции (электронные почтовые адреса "laposte.net", сервис digiposte), Германии (De-mail - государственная электронная почтовая система, epost - электронная почтовая система Deutsche Post), Эстонии (Electronic mail centre), Швейцарии (Incamail), Швеции (ePostboxen), Дании (eboks).

Все указанные системы построены по общему принципу, который заключается в том, что регистрируясь в единой электронной почтовой системе, пользователь (физическое или юридическое лицо) получает "официальный" адрес электронной почты, фактически представляющий собой электронный абонентский ящик.

Между пользователями электронных абонентских ящиков осуществляется электронный юридически значимый документооборот, при котором обеспечивается фиксация фактов отправки и доставки электронных почтовых отправлений, неизменность и сохранность таких почтовых отправлений в процессе их электронной пересылки, хранение документов в электронной форме.

Функционал перечисленных систем позволяет предоставлять дополнительные сервисы, такие как обращения в органы власти для получения различных услуг, оплата коммунальных услуг, осуществление электронных денежных переводов и др.

В то же время во многих системах реализован дополнительный функционал, который дает возможность пользователям системы осуществлять защищенную, шифруемую отправку конфиденциальной информации, что наряду с перечисленными сервисами создает дополнительную потребительскую ценность данной системы.

Использование подобных сервисов позволяет перевести взаимодействие органов государственной власти, граждан и юридических лиц в электронный вид, организовав предоставление услуг, связанных с доставкой письменной корреспонденции, на принципиально новом уровне, сохраняя при этом юридическую значимость соответствующего документооборота.

Для расширения возможностей доступа к сети Интернет в соответствии с Федеральным законом от 03.02.2014 N 9-ФЗ в Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" внесены изменения, направленные на расширение перечня универсальных услуг связи, в частности с использованием точек доступа к сети Интернет. Кроме того, произведено снижение порога критерия для установки средств коллективного доступа с 500 до 250 жителей, внесены изменения, допускающие использование многофункциональных терминалов универсальных услуг связи, в том числе в отделениях почтовой связи.

В населенных пунктах с численностью 250-500 человек будут установлены точки доступа позволяющие жителям самостоятельно подключиться к сети "Интернет" на скорости не менее 10 Мбит/с с использованием доступных и широко распространенных устройств.

Данные изменения, направленные на улучшение условий жизни граждан Российской Федерации, позволят совершить качественный скачок в сторону повышения доступности современных услуг связи, значительно упростить доступ населения к информации, различным электронным сервисам, включая доступ к государственным услугам, предоставляемым в электронном виде. В частности, к 2018 году 97% населения будут обеспечены современными услугами связи, что позволит гражданам Российской Федерации и организациям использовать возможности электронной почтовой системы.

При работе операторов почтовой связи целесообразно использовать в приоритетном порядке информационно-телекоммуникационные технологии отечественной разработки при создании новых сервисов и систем автоматизации предоставляемых услуг.