МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 10 апреля 2015 года N 105

Концепция развития почтовой связи в Российской Федерации на период до 2020 года

1. Введение


Концепция развития почтовой связи в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 23.12.2013 N АД-П10-9252.

Концепция включает оценку текущего состояния и основных тенденций на рынке услуг почтовой связи, ключевые цели развития почтовой связи, принципы и задачи государственного регулирования, осуществление которых необходимо для дальнейшего развития почтовой связи.

Почтовая связь играет существенную роль в социальном и экономическом развитии Российской Федерации - с учетом географических, экономических, демографических и культурных особенностей страны почтовая связь является одним из основных средств коммуникации, обеспечивающим доступ населения к источникам информации, и способствует развитию социальных связей и коммуникаций между государством и гражданами.

Миссия почтовой связи:

- обеспечить граждан Российской Федерации современными и удобными услугами почтовой связи;

- сохранить уникальную инфраструктуру почтовой связи и адаптировать ее к новым условиям и задачам;

- повысить квалификацию работников почтовой связи и вызвать у них чувство гордости за свою работу;

- обеспечить государство надежной инфраструктурой почтовой связи.

Основная задача настоящей Концепции состоит в определении мер по обеспечению устойчивого развития почтовой связи в качестве инструмента социального, экономического и политического единства Российской Федерации и создания условий для взаимовыгодного и результативного международного сотрудничества.

В рамках концепции рассматриваются вопросы, связанные с доступностью почтовой связи, развитием рынка и повышением качества услуг почтовой связи (в частности, посредством внедрения новых технологий).

Концепция разработана с учетом законодательства Российской Федерации и актов Всемирного почтового союза.

Ранее распоряжениями Правительства Российской Федерации от 28.06.2002 N 885-р и от 31.10.2003 N 1577-р были одобрены соответственно концепция реструктуризации организаций федеральной почтовой связи и концепция развития рынка услуг почтовой связи на период до 2010 года.

Основными целями указанных концепций являлось улучшение качества и расширение спектра услуг почтовой связи, развитие инфраструктуры почтовой связи, а также создание единого федерального оператора почтовой связи ФГУП "Почта России" с последующим акционированием при сохранении контроля со стороны государства, что предполагало модернизацию законодательства о почтовой связи.

К 2009 году было полностью завершено создание единого федерального оператора почтовой связи ФГУП "Почта России", осуществляющего свою деятельность на всей территории страны.

Проекты нормативных правовых актов по вопросам акционирования ФГУП "Почта России" и изменения законодательства о почтовой связи были подготовлены в 2013-2014 годах.

2. Современное состояние рынка услуг почтовой связи

2.1. Обзор рынка услуг почтовой связи


В рамках обзора рынка услуг почтовой связи рассматриваются три основных сложившихся сегмента таких услуг: отправления с письменными сообщениями, отправления с товарными вложениями и почтовые переводы денежных средств.

2.1.1. Отправления с письменными сообщениями


Под отправлениями с письменными сообщениями в целях настоящей концепции понимаются письменная корреспонденция, счета, каталоги и прочие отправления с вложениями на бумажном носителе.

В настоящее время письменная корреспонденция представлена как традиционным изложением информации на бумажном носителе, так и электронными письмами. Также применяются технологии гибридной почты, позволяющие осуществлять рассылку электронных сообщений на бумажном носителе или переводить в электронный вид информацию, пересылаемую на бумажном носителе.

В 2013 году было отправлено 3283 млн единиц отправлений с письменными сообщениями, включая отправления госорганов, физических и юридических лиц, в том числе рассылку счетов.

_______________

Здесь и далее источники фактических и прогнозных числовых данных по сегменту письменной корреспонденции в Российской Федерации - данные ФГУП "Почта России"; данные отраслевых экспертов: Вуксанович З. (ООО "Студио Модерна"), Яценко М., Зубов И., Иванов А. (Национальная Ассоциация Дистанционной Торговли), Тихомиров Е. (eBay), Солдаткина С. (Ридерз Дайджест), Блинова Н., Березинский П. (Спортмастер), Зеленко Д. (Аккорд Пост), Ярошевский П. (Бета Продакшн), Магдалюк И. (OTTO Групп Раша), Калинин К. (Мир книги); IPC Postal Regulatory Database; IPC "Global Postal Industry Report", 2012; Accenture, "International Postal Liberalization - Comparative Study of US and Key Countries", PostNL, "European Postal Markets", 2012; анализ BCG.


68,4% от всех отправлений с письменными сообщениями, или около 2245 млн единиц, составили отправления юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных органов), из которых 1605 млн отправлений - рассылка физическим лицам адресной рекламы, каталогов и другой корреспонденции.

На пересылку различных документов, осуществляемую между юридическими лицами, в 2013 году приходилось 512 млн отправлений, на отправления в государственные и муниципальные органы - 128 млн.

Отправления государственных и муниципальных органов составили 711 млн единиц, или 21,7% всего рынка отправлений с письменными сообщениями. Среди них можно выделить следующие основные группы: отправления в рамках судебной системы Российской Федерации - 196 млн, других правоохранительных органов - 37 млн, Федеральной налоговой службы - 170 млн, Пенсионного фонда Российской Федерации - 81 млн, других органов государственной власти и местного самоуправления - 227 млн.

Отправления физических лиц составили всего 9,9% рынка, или 326 млн, в частности: отправления другим физическим лицам - 97 млн, юридическим лицам - 63 млн, государственным и муниципальным органам - 166 млн.

В период до 2020 года ожидается снижение объемов отправлений физических лиц - с 326 млн до 200 млн к 2018 году и до 155 млн отправлений к 2020 году.

В настоящее время на международном рынке отправлений с письменными сообщениями наблюдается общая тенденция к замещению информации на бумажном носителе электронными письмами в связи с развитием современных средств связи: электронной почты, текстовых телефонных сообщений, социальных сетей и т.п.

На рынке отправлений с письменными сообщениями многих стран, в том числе США, Великобритании, Голландии и Германии, отмечается снижение сначала темпов роста, а затем и их объемов.

_______________

Источник: Всемирный Почтовый Союз, UPU Postal Statistics, http://www.upu.int/en/resources/postal-statistics/query-the-database.html, 01.02.2014.


В мировом масштабе темпы замещения пересылаемой информации на бумажном носителе электронными письмами в период с 2000 по 2013 год составили от 3 до 7% в год.

После 2018 года ожидается активный переход деловой корреспонденции юридических лиц на электронную форму в связи с появлением современных ИТ-решений для защищенной пересылки юридически значимых документов, распространением электронной подписи и пр.

Спад в сегменте отправлений, направляемых юридическими лицами в адрес государства, основу которого составляют документы, подаваемые юридическими лицами в различные государственные и муниципальные органы, в период до 2016-2018 годов также обусловлен переходом на технологию представления документов в электронной форме. По мере внедрения государственными и муниципальными органами технологий электронного документооборота ожидается ускорение этого спада.

Сегмент отправлений, осуществляемых юридическими лицами в адрес населения, будет расти при условии развития рассылки каталогов и адресной рекламы.

Рост рассылки каталогов связан с рядом факторов, прежде всего, с выходом на рынок каталогов новых компаний в рамках электронной коммерции и традиционной розничной дистанционной торговли, увеличением количества циклов каталожных рассылок в связи с ускорением пересылки почтовых отправлений и распространением услуг дистанционной торговли в стране.

Рост сегмента адресной рекламы будет зависеть от появления полноценной комплексной услуги по разработке, доставке и мониторингу рекламных отправлений, рассчитанных на определенную аудиторию. На сегодняшний день в России нет организованного рынка адресной рекламы, уровень распространения данной услуги крайне низок, в то время как в США, Норвегии, Италии и многих других странах рекламные отправления формируют самостоятельный развитый сегмент письменной корреспонденции.

_______________

Источник: Accenture, 'Postal Universal Service Obligation (USO) International Comparison: International Postal Liberalization - Comparative Study of US and Key Countries', 2008; Всемирный Почтовый Союз, UPU Postal Statistics, http://www.upu.int/en/resources/postal-statistics/query-the-database.html, официальные сайты почтовых операторов.


На основе изложенного можно сделать вывод, что в настоящее время Российская Федерация имеет большой потенциал развития адресной рекламной рассылки.

Такая рассылка является более эффективной, чем реклама в Интернете. Для сравнения: отклик на сообщение, которое содержится в адресной рекламной рассылке, составляет около 4%, в то время как отклик на рекламу в Интернете в среднем не превышает 0,1%. Чтобы успешно реализовать данный потенциал, на рынке должна появиться соответствующая комплексная услуга с возможностью ее предоставления по всей стране.

_______________

Источник: Direct Marketing Association (DMA) '2012 Response Rate Report', 2012.


В долгосрочной перспективе на сегмент отправлений с письменными сообщениями государственных органов повлияет ряд тенденций.

В 2014-2016 годах сохранится тенденция оптимизации и консолидации почтовых отправлений государственными органами исполнительной власти, например, отказ от части отправлений Пенсионным фондом Российской Федерации или объединение уведомлений по нескольким налогам в единое почтовое отправление Федеральной налоговой службой.

В 2016-2020 годах ожидается активный переход таких отправлений в электронную форму.

В связи с этим в период до 2020 года ожидается сокращение количества отправлений с письменными сообщениями государственных и муниципальных органов - с 711 млн до 550 млн в 2018 году и до 445 млн в 2020 году.

В целом объем рынка отправлений на бумажном носителе продолжит снижаться и к 2020 году составит примерно 2,9 млрд единиц.

2.1.2. Отправления с товарными вложениями


В 2013 году общий объем отправлений с товарными вложениями составил 268,7 млн отправлений.

_______________

Здесь и далее источники фактических и прогнозных данных по сегменту отправлений с товарными вложениями в Российской Федерации - данные ФГУП "Почта России"; данные отраслевых экспертов: Вуксанович З. (ООО "Студио Модерна"), Яценко М., Зубов И., Иванов А. (Национальная Ассоциация Дистанционной Торговли), Тихомиров Е. (eBay), Солдаткина С. (Ридерз Дайджест), Блинова Н., Березинский П. (Спортмастер), Зеленко Д. (Аккорд Пост), Ярошевский П. (Бета Продакшн), Магдалюк И. (OTTO Групп Раша), Калинин К. (Мир книги); АКИТ, "E-commerce в России, итоги 2013 года", 2014; Data Insight, "Электронная торговля в России 2014", 2014; PWC, "Тотальные продажи. Ожидания потребителей определяют будущую модель розничного бизнеса", 2014; East-West Digital News, "E-commerce in Russia, Executive summary", 2014; анализ BCG.


В денежном выражении объем соответствующих услуг достиг примерно 73,375 млрд руб., то есть увеличился почти в 2 раза по сравнению с 2010 годом, когда он составлял 35,927 млрд руб.

В 2013 году 30% от объема услуг по доставке почтовых отправлений с товарными вложениями в денежном выражении составили отправления, совершаемые внутри крупных городов (с населением более 500 тыс. человек), 25% - отправления, совершаемые между крупными городами, 15% - отправления, совершаемые внутри регионов, 20% - другие внутренние почтовые отравления и 10% - международные отправления.

Сегмент отправлений, совершаемых внутри крупных городов, на 90% состоит из отправлений юридических лиц физическим лицам.

Этот сегмент в основном представлен отправлениями участников рынка дистанционной торговли (доставка товаров покупателям онлайн-магазинов, рекламных каталогов пользователям и пр.).

Остальную долю занимают отправления, осуществляемые между юридическими лицами. Как правило, это доставка юридически значимых документов (договоров, счетов-фактур и пр.), а также небольших по размеру товаров, которые могут пересылаться в виде почтовых отправлений.

В целом сегмент посылочных отправлений юридических лиц в адрес физических лиц является крупнейшим на рынке и составляет 51,800 млрд руб. (70,6%); рынок отправлений между юридическими лицами - 18,308 млрд руб. (24,9%); отправления физических лиц - 3,267 млрд руб. (4,5%).

Основной рост будет наблюдаться в сегменте отправлений, совершаемых юридическими лицами в адрес физических лиц, ввиду развития дистанционной торговли (доля которой на сегодняшний день в общем объеме розничной торговли не превышает 2-3%, в то время как, например, в Великобритании этот показатель уже превышает 10%), активного роста электронной коммерции на уровне 20-25% в год, внедрения новых услуг (например, упрощенного возврата товаров в онлайн-магазин) и постепенного улучшения качества услуг почтовой связи (покрытием, скоростью и ценовым предложением) за счет усиления конкуренции на межрегиональных рынках.

_______________

Источник: АКИТ, "E-commerce в России, итоги 2013 года", 2014; Copenhagen Economics, 'E-Commerce and Delivery: A study of the state of play of EU parcel markets with particular emphasis on e-commerce', 2013; интервью с экспертами НАДТ и BCG.


Ожидается рост как внутреннего рынка отправлений юридических лиц в адрес физических лиц, так и международного.

Развитие последнего связано со значительным увеличением объема международных почтовых отправлений, прежде всего, мелких пакетов. В такой форме обычно пересылаются товары, приобретаемые гражданами Российской Федерации в зарубежных онлайн-магазинах. Подобные товары характеризуются достаточно низким средним чеком, но при этом более широким ассортиментом, чем тот, который может предложить отечественный рынок.

Кроме того, в настоящее время идет процесс русификации международных сайтов электронной коммерции и возмещения иностранными государствами стоимости доставки за рубеж.

Рост внутрироссийского рынка доставки населению почтовых отправлений с товарными вложениями обусловлен в основном увеличением межрегионального сегмента, который на сегодняшний день развит значительно меньше, чем внутригородской и внутрирегиональный сегменты, в связи с неудовлетворительным качеством и высокой стоимостью межрегиональной доставки.

Основная масса онлайн-магазинов, за исключением ограниченного числа крупных игроков, сейчас предлагают только внутригородскую и внутрирегиональную доставку.

Развитие качественной услуги межрегиональной доставки откроет для таких магазинов возможность расширения клиентской базы за счет заказчиков по всей стране.

По экспертным оценкам среднегодовой темп роста сегмента отправлений, совершаемых юридическими лицами в адрес физических лиц до 2018 года составит 14-18% и 12-13% в период с 2018 до 2020 года.

В сегменте отправлений, совершаемых между юридическими лицами, ожидается ежегодный рост на уровне 8-10% с 2014 года до 2020 года.

Доля сегмента отправлений физических лиц будет расти медленно. Прогнозируемый среднегодовой темп роста: 3% до 2017 года и 2% с 2018 до 2020 года.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»