Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (постатейный)

Комментарий к статье 7.1. Порядок опубликования сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом

1. В целях определения порядка опубликования сведений, предусмотренных комментируемым законом законодатель ввел в действие с января 2013 года статью 7.1, которая и определяет механизм его реализации.

Уведомления о реорганизации, ликвидации юридического лица, а также иные сведения, необходимость опубликования которых определена как комментируемым законом, так и иными нормативными правовыми документами, образующими в своей совокупности законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должны быть внесены в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее - ЕФРСЮЛ).

2. Указанный реестр в соответствии с п.2 комментируемой статьи отнесен к федеральному информационному ресурсу, формируемому посредством внесения в него сведений, предусмотренных Федеральным законом.

Также в указанном пункте перечислены следующие требования, которым должен соответствовать ЕФРСЮЛ:

- сведения, содержащиеся в ЕФРСЮЛ, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- сведения, содержащиеся в ЕФРСЮЛ, должны быть размешены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

- формирование и ведение ЕФРСЮЛ возлагается на оператора ЕФРСЮЛ.

Законодатель дает определение с одновременным указанием на требования к оператору ЕФРСЮЛ, которым может быть юридическое лицо:

- зарегистрированное на территории Российской Федерации;

- владеющее техническими средствами, которые позволяют обеспечивать формирование и ведение ЕФРСЮЛ в электронной форме;

- которое определено по результатам конкурса для осуществления данных функций в порядке и в соответствии с критериями, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правительство Российской федерации делегирует федеральному органу исполнительной власти полномочия по определению порядка отбора оператора ЕФРСЮЛ, который должен обеспечивать возможность участия в таком отборе всех лиц, соответствующих критериям, которые установлены этим органом.

3. Пунктом 3 комментируемой статьи определено, что порядок формирования и ведения ЕФРСЮЛ определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Помимо определения порядка ведения, данным органом также должен быть установлен:

- порядок формирования этого реестра в электронной форме;

- порядок и сроки внесения юридическими лицами и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений в ЕФРСЮЛ;

- порядок, срок и плата за их размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при этом размер данной платы может увеличиваться не чаще, чем один раз в год на индекс роста потребительских цен за прошедший год);

- вид электронной подписи, используемой для их внесения в ЕФРСЮЛ.

В развитие изложенных в п.3 комментируемой статьи положений издан Приказ Минэкономразвития России от 05 апреля 2013 года N 178 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве". Данный документ, помимо порядка ведения ЕФРСЮЛ, определяет также перечень сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

В Порядке формирования и ведения ЕФРСЮЛ предусмотрены основные положения о правилах формирования и ведения информационного ресурса, а также требования, предъявляемые к срокам, в течение которых сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс.

Формирование и ведение информационного ресурса, в том числе обеспечение внесения (включения) сведений в информационный ресурс, их обработка, хранение и использование, а также обеспечение взаимодействия информационной системы с другими информационными системами, доступа к сведениям, а также защита сведений осуществляются оператором с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации и законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Говоря о сроке, следует отметить, что сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных комментируемым пунктом.

Правилами также определены адреса, по которым осуществляется размещение соответствующих сведений. Сведения, содержащиеся в ЕФРСЮЛ, размещаются в сети "Интернет" по адресу: http://www.fedresurs.ru/

4. В п.4 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за достоверность и корректность сведений, внесенных в ЕФРСЮЛ и размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", лица, внесшего соответствующие сведения в ЕФРСЮЛ. При этом ответственность за неразмещение или несвоевременное размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не предусмотрена.


К лицам, обязанным вносить сведения в ЕФРСЮЛ, могут быть отнесены:

- Федеральная налоговая служба России в качестве регистрирующего органа обязана вносить отдельные сведения, перечисленные в абзацах п.7 комментируемой статьи, а также иные сведений, предусмотренные законодательством РФ;

- юридические лица обязаны вносить сведения о них самих, предусмотренных п.7 комментируемой статьи, за исключением сведений, внесение которых в ЕФРСЮЛ отнесено к обязанности ФНС России.

5. Из п.5 комментируемой статьи вытекает, что все подлежащие обязательному внесению в ЕФРСЮЛ сведения подаются в электронной форме и подписываются электронной подписью. Требования к электронной подписи определяются Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", в соответствии с которым выделяются два вида электронной подписи: простая и усиленная. Последняя, в свою очередь, может быть квалифицированной либо неквалифицированной. Усиленная подпись оформляется удостоверяющим центром, а квалифицированность усиленной подписи зависит от того, каким центром она выдана - прошедшим или не прошедшим процедуру специальной аккредитации. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2014 года N 457-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" данный пункт дополнен новым абзацем, положения которого вступают в силу с 1 июля 2015 года. Согласно данному абзацу, сведения, внесенные в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в соответствии с п.8 комментируемой статьи, подписываются квалифицированной электронной подписью нотариуса, совершившего соответствующее нотариальное действие.