1. Статья 5 комментируемого закона определяет полный перечень сведений и документов о юридическом лице (п.1) и индивидуальном предпринимателе (п.2), которые должны содержаться в соответствующем государственном реестре. Эти сведения являются открытыми и общедоступными, за исключением ряда сведений, доступ к которым ограничен.
В ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
1) полное и (если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное, для коммерческих организаций на русском языке. Если в учредительных документах наименование юридического лица указано на одном из языков народов РФ и (или) на иностранном языке, в ЕГРЮЛ указывается также наименование на этих языках.
Следует указать, что в соответствии с гражданским законодательством о юридических лицах коммерческая организация должна иметь фирменное наименование, которое указывается в его уставе и в ЕГРЮЛ.
Пунктом 1 ст.54 ГК РФ установлены следующие требования к фирменному наименованию:
- включение в наименование общества официального наименования государства (Российская Федерация или Россия), а также производных от него слов допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента РФ или актами Правительства РФ, либо по разрешению, выданному в установленном Правительством РФ порядке;
- использование полных и сокращенных названий федеральных органов государственной власти не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента РФ или актами Правительства РФ;
- приведение официальных названий субъектов РФ регламентируется нормативными правовыми актами этих субъектов.
Весьма распространенным случаем спора является спор о фирменном наименовании организации. Как известно, любая коммерческая организация имеет фирменное наименование, на которое у нее возникает право (п.4 ст.54, п.1 ст.1473 ГК РФ, п.58.2 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 года N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие ч.4 Гражданского кодекса Российской Федерации"). Фирменное наименование подлежит охране со дня государственной регистрации организации. Однако какой-либо специальной регистрации фирменного наименования, указанного в учредительных документах организации, ГК РФ не предполагает (п.58.1 Постановления N 5/29).
Налоговые органы исходя из норм законодательства (ГК РФ и комментируемого закона) не обладают полномочиями по контролю за нарушением прав на фирменное наименование коммерческих организаций. Право требовать прекращения использования фирменного наименования принадлежит только правообладателю фирменного наименования (п.4 ст.1474 ГК РФ). Налоговые органы в определенных случаях могут лишь предъявить в суд иск о понуждении к изменению фирменного наименования (п.5 ст.1473 ГК РФ). Аналогичная позиция изложена в п.60 Постановления N 5/29.
Вопросы нарушения требований гражданского законодательства относительно тождественности наименования не могут затрагивать обязанности регистрирующего органа по проведению действий по регистрации вновь создаваемого юридического лица. Данная позиция изложена в Постановлении ФАС ВВО от 09 января 2014 N А43-23831/2012.
Анализ судебной практики позволяет прийти к выводу о том, что при определении наименования юридического лица, как правило, возникает вопрос о возможности использования в фирменном наименовании слов, производных от официального наименования "Россия", а также от официальных наименований иностранных государств. При решении данных вопросов суды учитывают следующие обстоятельства. Пункт 58.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 года. "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" содержит разъяснение относительно слов, производных от официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", в смысле п.4 ст.1473 ГК РФ. Под указанными словами следует понимать, в том числе, слово "российский" (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово "русский" (и производные от него).
Следующий вопрос, который надлежит выяснить в суде - это имеется ли у общества разрешение на использование в фирменном наименовании официального наименования "Россия", "Российская Федерация" или производных от них.
В настоящее время порядок включения в фирменное наименование официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от него, регулируется Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2010 года N 52 "Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования", которое определяет, что разрешение на такое включение выдается Министерством юстиции РФ при наличии одного из следующих обстоятельств:
а) юридическое лицо имеет филиалы и (или) представительства на территории более чем половины субъектов РФ;
б) юридическое лицо в соответствии с законодательством РФ отнесено к крупнейшему налогоплательщику;
в) юридическое лицо включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов, или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара;
г) если более 25 процентов голосующих акций акционерного общества или более 25 процентов уставного капитала иного хозяйственного общества находятся в собственности Российской Федерации.
Следует также отметить, что фирменное наименование не может включать полные и сокращенные наименования межгосударственных союзов (например, Содружество Независимых Государств, СНГ) (58.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5);
- полные или сокращенные наименования общественных объединений;
- обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Изложенное свидетельствует о достаточно четкой регламентации вопроса о фирменном наименовании и наличии соответствующих указаний высших судов по данному вопросу;
2) организационно-правовая форма юридического лица. Наличие в ЕГРЮЛ данной информации обусловлено тем, что организационно-правовая форма позволяет определить правовое положение организации, а также порядок использования его имущества, цели и порядок ведения хозяйственной деятельности.
Сведения об организационно-правовой форме юридического лица вносятся в ЕГРЮЛ на основании сведений, которые содержатся в заявлениях о регистрации юридического лица в связи с его созданием или реорганизацией;
3) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности). При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.