1. Комментируемая статья посвящена определению основных начал, на которых строится деятельность по ведению соответствующих видов государственных реестров. Пункт первый данной статьи определяет виды и основные принципы ведения государственных реестров.
Законодатель установил, что в рамках регистрационных процедур ведутся следующие государственные реестры:
- Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иные сведения о юридических лицах;
- Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), содержащий сведения о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в соответствующем качестве, а также иные сведения об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Несмотря на то, что в названии комментируемой статьи указаны принципы ведения государственных реестров, анализ содержания данной нормы позволяет только путем ее толкования уяснить перечень этих принципов. На основе анализа содержания п.1 комментируемой статьи и юридической литературы по данному вопросу необходимо прийти к обоснованному выводу о возможности выделения следующих принципов ведения государственных реестров:
- принцип единого порядка ведения реестров;
- принцип совместимости и взаимодействия государственных реестров на электронных носителях с иными федеральными государственными информационными системами;
- принцип достоверности записей, содержащихся в реестрах;
- принцип публичности, открытости и общедоступности сведений, содержащихся в реестрах.
- принцип официальности государственных реестров;
- принцип всеобщности сведений, составляющих государственные реестры.
________________
См.: Кухаренко Т.А., Николаева Е.А., Карташова Ю.А., Гусева Т.А. Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" / под ред. Т.А.Гусевой.
В дополнение к указанным принципам необходимо указать на то, что законодатель предоставил возможность внесения исправлений в сведения, включенные в записи государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки). Исполнение данной функции возложено Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2012 года N 577 "О внесении изменения в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации" на Министерство финансов Российской Федерации.
Судебная практика исходит из того, что регистрирующий орган в случае обнаружения технической ошибки также вправе самостоятельно внести соответствующие изменения (См. Постановление ФАС Московского округа от 30 ноября 2009 года N КГ-А40/12292-09 по делу N А40-52582/09-106-308). После внесения в государственный реестр записи, исправляющей техническую ошибку, распечатываются Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, выписка из государственного реестра, лист записи государственного реестра. Свидетельство и выписка из государственного реестра направляются по заявленному месту нахождения юридического лица не позднее одного рабочего дня с момента внесения в ЕГРЮЛ указанной записи.
Таким образом, обязанность исправления ошибки и приведения сведений в электронной версии ЕГРЮЛ в соответствие со сведениями, содержащимися в документах, представленных при государственной регистрации, возложена на регистрирующий орган и не может быть поставлена в зависимость от того, обращалось ли заинтересованное лицо в суд с соответствующим заявлением (См. Постановление ФАС Московского округа от 15 декабря 2008 года N КГ-А40/11582-08 по делу N А40-16816/08-12-248).
2. Реализация указанных принципов в каждом из реестров осуществляется посредством закрепления в нормативном правовом акте порядка и правил ведения соответствующего государственного реестра. При этом п.2 комментируемой статьи возложила обязанность по ведению соответствующих реестров на регистрирующий орган и предоставила возможность определения порядка их ведения уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти - Министерству финансов Российской Федерации.
Далее необходимо более подробно рассмотреть порядок ведения каждого из указанных реестров.
ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом, обязанность по ведению которого возложена на ФНС России и ее территориальные органы. Правила ведения ЕГРЮЛ определены Порядком ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденным Приказом Минфина России от 23 ноября 2011 года N 158н.
Ведение ЕГРЮЛ допускается на бумажных и (или) электронных носителях. При этом реализация на электронном носителе осуществляется путем внесения записей, содержащих соответствующих сведения, в территориальные базы данных ЕГРЮЛ, их последующего включения в базы данных ЕГРЮЛ соответствующих субъектов Российской Федерации и в федеральную базу данных ЕГРЮЛ. Записи в ЕГРЮЛ вносятся по месту нахождения юридических лиц территориальными органами ФНС России.
В случае несоответствия между записями на бумажных носителях и на электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра.
При несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям документов, представленных при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (абз.17 п.5 Правил ведения ЕГРЮЛ).
В силу абз.18 п.5 Правил ведения ЕГРЮЛ изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись. Если после осуществления государственной регистрации сведений выявлено их несоответствие сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, необходимо внести соответствующие изменения в реестр.
Правила ведения ЕГРЮЛ также определяют процедуру предоставления содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и (или) документов о конкретном юридическом лице. Содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения предоставляются в виде: