Комментируемая статья определяет правило, согласно которому регистрационные действия со стороны регистрирующих органов, должны быть оплачены в соответствующих размерах. Данная плата взыскивается в виде пошлины, размер основания для уплаты которой определяются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Пошлины - особый вид налогов и сборов, взимаемых не со всех физических и юридических лиц, а только с тех, которые вступают в специфические отношения между собой и с государством в лице государственных органов. Пошлины взимаются при заключении договоров об аренде, передаче ценных бумаг, регистрации предприятий, оформлении наследства, провозе товаров через границу и в ряде других случаев. Пошлины обычно существуют в виде регистрационных и гербовых сборов, почтовых, таможенных, судебных, наследственных, патентных, биржевых пошлин.
________________
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.
Легальная дефиниция понятию "государственная пошлина" дана в ст.333.16 НК РФ, в соответствии с ч.1 данной статьи государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Сумма государственной пошлины определяется в соответствии с законодательством о налогах и сборах (ст.333.33 НК РФ), а также положениями Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного Приказом Минфина России от 22 июня 2012 года N 87н (п.52).
За государственную регистрацию нового юридического лица при его создании (в том числе путём реорганизации) размер пошлины составляет 4000 рублей (пп.1 п.1 ст.333.33 НК РФ).
Государственной пошлиной в размере 800 рублей (20% от государственной пошлины, предусмотренной пп.1 п.1 ст.333.33 НК РФ) облагаются следующие регистрационные действия:
- государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (пп.3 п.1 ст.333.33 НК РФ);
- повторная выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица (пп.8 п.1 ст.333.33 НК РФ);
- государственная регистрация юридического лица при его ликвидации, за исключением случаев применения процедуры банкротства (пп.3 п.1 ст.333.33 НК РФ).
Если лицо не освобождается от уплаты государственной пошлины, то документ о ее оплате должен быть представлен в регистрирующий орган при регистрации создаваемого юридического лица.
Согласно статье 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица. Обязанность по уплате пошлины должна быть исполнена ими самостоятельно (п.1 ст.45 НК РФ).
Лицами, которые могут подавать заявление о государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица, являются:
- его учредители (участники) - физические лица;
- руководитель юридического лица - учредителя (участника);
- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа либо органа местного самоуправления.
Таким образом, государственная пошлина за регистрацию юридического лица вносится от имени того физического или юридического лица, которое выступает учредителем регистрируемой организации и непосредственно обращается с заявлением о ее регистрации, а также от имени органа (организации), представителем которой выступает лицо, специально уполномоченное на то законом или актами государственных (муниципальных) органов.
Однако анализ судебно-арбитражной практики позволяет прийти к выводу, что в некоторых случаях правомерным может быть признано внесение пошлины и от имени того учредителя юридического лица, который не является заявителем, указывая на то, что на всех учредителей в равной степени возлагается несение расходов по созданию юридического лица. Примером в данном случае может служить Постановление ФАС Уральского округа от 17 марта 2008 года N Ф09-1546/08-С4.
Согласно ч.3 ст.333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, где производилась оплата.
Таким образом, судебно-арбитражная практика при решении вопроса о признании правомерным решения об отказе в государственной регистрации исходит из того, что в случае, если регистрирующему органу представлена квитанция, из которой следует, что государственная пошлина уплачена не по месту совершения юридически значимых действий, то данное обстоятельство может являться основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации. В качестве примера можно привести Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 марта 2011 года N Ф04-508/2011 по делу N А70-5103/2010.
Возврат государственной пошлины при отказе в государственной регистрации юридического лица ст.333.40 НК РФ не предусмотрен. Позиция судов по данному вопросу является однозначной, несмотря на то, что именно послужило причиной отказа в государственной регистрации. Так, при обращении в инспекцию с заявлением о возврате государственной пошлины, как излишне уплаченной по чеку-ордеру, в котором допущена опечатка в фамилии, что подтверждается соответствующей справкой из банка, гражданину было отказано в удовлетворении его требований. При этом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что в соответствии с подпунктом 1 п.1 ст.333.33 и ст.333.40 НК РФ возврат государственной пошлины при отказе в государственной регистрации юридического лица, не предусмотрен. Подтверждение данной позиции можно найти в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 мая 2012 года N ВАС-5062/12 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Возврат уплаченной за государственную регистрацию юридического лица государственной пошлины производится только в случае отказа от такой регистрации до обращения в регистрирующий орган (пп.4 п.1 ст.333.40 НК РФ). Если же заявитель отказался от регистрации после подачи документов в территориальные органы ФНС, то государственная пошлина возврату не подлежит. Примером служит Постановление ФАС Московского округа от 27 июня 2012 года N Ф05-5662/12.
Иные юридически значимые действия, не предусмотренные НК РФ и совершаемые в рамках регистрационных процедур, государственной пошлиной не облагаются.