Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (постатейный)

Комментарий к статье 9. Ограничение доступа к информации


В статье регламентировано ограничение доступа к информации. Понятие доступа к информации определено в п.6 ст.2 комментируемого Закона как возможность получения информации и ее использования. Ранее в рамках соответствующего регулирования в п.2 ст.10 Закона 1995 года об информации устанавливалось лишь то, что документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Комментируемую статью открывает норма, в соответствии с которой ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изложенное правило основано на норме ч.3 ст.55 Конституции РФ, предусматривающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Согласно определению, данному в п.7 ст.2 комментируемого Закона, конфиденциальность информации - это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Установление ограничений доступа к информации только федеральными законами провозглашено в п.2 ст.3 данного Закона в качестве одного принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.

В части 3 комментируемой статьи предусмотрено, что защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне. Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности, регулирует Закон РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", что и определено в его преамбуле (в ред. Федерального закона от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ). Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен в ст.5 названного Закона РФ, в т.ч.: в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

________________

РГ, 1993, 21 сентября, N 182.

СЗ РФ, 1997, N 41, ст.4673.

СЗ РФ, 1995, N 49, ст.4775.


В соответствии с ч.4 комментируемой статьи федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

В условиях действия Закона 1995 года об информации Указом Президента РФ от 6 марта 1997 года N 188 в целях дальнейшего совершенствования порядка опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти утвержден Перечень сведений конфиденциального характера. Названный Перечень не охватывает все предусмотренные федеральными законами виды тайн, но позволяет составить определенное представление о них. Так, названный Перечень (в ред. Указа Президента РФ от 23 сентября 2005 года N 1111) включает в себя следующее:

________________

СЗ РФ, 1997, N 10, ст.1127.

СЗ РФ, 2005, N 39, ст.3925.

1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и другими нормативными правовыми актами РФ;

3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);

4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);

5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Еще до принятия Закона 1995 года об информации Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 года N 1233 было утверждено Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, которое определяло общий порядок обращения с документами и другими материальными носителями информации, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Требования названного Положения распространяются на порядок обращения с иными материальными носителями служебной информации ограниченного распространения (фото-, кино-, видео- и аудиопленки, машинные носители информации и др.).

________________

СЗ РФ, 2005, N 30, ст.3165.


Как отмечалось в Определении КС России от 11 июля 2006 года N 269-О, законодательной основой принятия указанного Постановления является комплекс содержащихся в различных законодательных актах нормативных положений, определяющих общий правовой режим конфиденциальной информации; данные законоположения, не предусматривая прямых предписаний Правительству РФ, в то же время не исключают осуществление им нормативного правового регулирования отнесения информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций к информации ограниченного служебного распространения, не являющейся секретной, что соответствует конституционной обязанности Правительства РФ обеспечивать эффективную реализацию полномочий федеральных органов исполнительной власти, возложенных на них Конституцией РФ и федеральными законами, и способствовать устранению угрозы нарушения информационной безопасности государственного управления (п."д" ч.1 ст.114 Конституции РФ).

________________

ВКС РФ, 2006, N 6.


В действующей редакции (т.е. в ред. Постановления Правительства РФ от 20 июля 2012 года N 740) утвержденный Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 года N 1233 документ имеет наименование "Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии" и соответственно определяет общий порядок обращения с документами и другими материальными носителями информации, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, также и в уполномоченном органе управления использованием атомной энергии.

________________

СЗ РФ, 2012, N 31, ст.4368.