В части 1 комментируемой статьи в рамках определения сферы действия комментируемого Закона названы три группы общественных отношений, соответствующие трем понятиям, использованным в названии данного Закона - "информация", "информационные технологии" и "защита информации". В частности, в рассматриваемой норме названы:
1) отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Понятие "информация" определено в п.1 ст.2 комментируемого Закона как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В указанной статье из перечисленных в п.1 ч.1 комментируемой статьи действий определено лишь понятие распространения информации - это действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (п.9). Кроме того, дано определение понятия предоставления информации - это действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц (п.8). На основе соответствующих конституционных норм в ч.1 ст.8 комментируемого Закона указано, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Законом и другими федеральными законами. Согласно части 1 ст.10 комментируемого Закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ;
2) отношения, возникающие при применении информационных технологий. Как определено в п.2 ст.2 комментируемого Закона информационные технологии - это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. В части 1 ст.12 комментируемого Закона предусмотрено, что государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает: 1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных данным Законом; 2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем; 3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. сети "Интернет" и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей; 4) обеспечение информационной безопасности детей;
3) отношения, возникающие при обеспечении защиты информации. Указанное понятие определено в ч.1 ст.16 комментируемого Закона, согласно которой защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: 1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; 2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; 3) реализацию права на доступ к информации. В соответствии с ч.2 указанной статьи государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Подобным образом ранее в Законе 1995 года об информации была обозначена сфера его действия. Так, в пункте 1 ст.1 Закона 1995 года об информации было определено, что названный Закон регулирует отношения, возникающие при:
формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;
создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;
защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
Другой "предшественник" комментируемого Закона содержал несколько иное регулирование. В частности, в п.1 ст.1 Закона 1996 года об информационном обмене было определено, что цели названного Закона - это создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.
Часть 2 комментируемой статьи исключает из сферы действия комментируемого Закона отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Подобным образом ранее как Закон 1995 года об информации (п.2 ст.1), так и Закон 1996 года об информационном обмене (п.2 ст.1) устанавливали, что названные федеральные законы затрагивают отношений, регулируемых Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах".
Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации осуществляется в соответствии с частью четвертой ГК РФ, содержащей единственный раздел VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации". Согласно пункту 1 ст.1225 названного раздела результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения.
Непосредственно в ч.2 комментируемой статьи указано, что из содержащегося в ней регулирования комментируемым Законом предусмотрены исключения. Указание на это изъятие введено Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 187-ФЗ, которым комментируемый Закон дополнен статьей 15_2, определяющей порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы (позднее в указанную статью Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 364-ФЗ внесены изменения, в результате чего в ней говорится об ограничении доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав). Соответственно, установленные указанной статьей случаи и подразумеваются под исключениями, о которых говорится в ч.2 комментируемой статьи.
Изъятия из сферы действия комментируемого Закона, представляющего собой основной акт законодательства РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, предусмотрены также положениями ч.2 и 3 ст.4 комментируемого Закона, согласно которым: правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о средствах массовой информации (ч.2); порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации (ч.3).
В этой связи представляется целесообразным обозначить сферы действия основных актов названных отраслей отечественного законодательства:
Закон РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (основной акт законодательства РФ о средствах массовой информации) согласно его ст.6 применяется в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Российской Федерации, а для создаваемых за ее пределами - лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации. Там же установлено, что юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные названным Законом, наравне с организациями и гражданами РФ, если иное не установлено законом.
________________
Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 7, ст.300.
Федеральный закон от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (основной акт законодательства об архивном деле в Российской Федерации) в соответствии с его ст.1 регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
________________
СЗ РФ, 2004, N 43, ст.4169.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по административным делам ВС России от 16 июля 2014 года N 3-АПГ14-1, деятельность не зарегистрированных в качестве средства массовой информации Интернет-сайтов не подпадает под правовое регулирование Закона РФ "О средствах массовой информации"; такие отношения (осуществление права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации) регулируются комментируемым Законом (ст.1); этим же Законом разрешены вопросы ограничения доступа к информации, распространяемой без использования средств массовой информации и установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ст.9, 10, 15_1 и 15_3).
________________
СПС.