Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (постатейный)

Комментарий к статье 5. Информация как объект правовых отношений


Согласно теории права под объектом правовых отношений понимается то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности, либо то, по поводу чего складывается правоотношение. Как говорилось во введении, устранение пробела в регулировании передачи информации как объекта гражданских прав декларировалось в качестве одной из задач, решаемых комментируемым Законом. Закон 1995 года об информации не содержал положений, определяющих информацию как объект правовых отношений.

В соответствии с ч.1 комментируемой статьи информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Иначе говоря, информация может являться объектом любых правовых отношений. В части 1 статьи лишь выделены публичные и гражданские правоотношения соответственно общепринятому в теории права делению всех правоотношений на частные (правоотношения, в которых государство отсутствует в качестве субъекта, или в которых государство субъектом, но как носитель имущественных интересов при отсутствии властного подчинения государству) и публичные (правоотношения, одним из субъектов которых является государство через свои органы и которые основаны на властном подчинении государству).

Гражданские правовые отношения, а точнее, отношения, регулируемые гражданским законодательством, определены в ст.2 части первой ГК РФ, согласно п.1 которой (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 302-ФЗ), гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. В соответствии с п.3 указанной статьи к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в т.ч. к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

________________

www.pravo.gov.ru, 2012, 31 декабря.


В части 1 комментируемой статьи также предусмотрено, что информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, но при условии, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Соответственно, при установлении таких ограничений или иных требований они подлежат соблюдению при использовании информации и ее передаче.

В рассматриваемом положении видна аналогия с нормами п.1 и 2 ст.129 части первой ГК РФ, которыми (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ) предусмотрено следующее: объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте (п.1); законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению (п.2).

________________

www.pravo.gov.ru, 2013, 3 июля.


Часть 2 комментируемой статьи устанавливает виды информации в зависимости от категории доступа к ней. Понятие доступа к информации определено в п.6 ст.2 комментируемого Закона как возможность получения информации и ее использования.

В части 2 комментируемой статьи названы два информации в зависимости от категории доступа к ней:

1) общедоступная информация. Данному виду информации посвящена статья 7 комментируемого Закона, в ч.1 которой определено, что к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен;

2) информация, доступ к которой ограничен федеральными законами, или иначе - информация ограниченного доступа. Ограничение доступа к информации регламентировано статьей 9 комментируемого Закона, согласно ч.1 которой ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В части 3 комментируемой статьи установлены виды информации в зависимости от порядка ее предоставления или распространения. При этом названы четыре таких вида:

1) информация, свободно распространяемая. В части 1 ст.10 комментируемого Закона предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ;

2) информация, предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях. Согласно части 4 ст.10 комментируемого Закона предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией;

3) информация, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению. Соответственно, в ч.5 ст.10 комментируемого Закона указано, что случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в т.ч. предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами;

4) информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. Как указано в ч.6 ст.10 комментируемого Закона, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В части 4 комментируемой статьи предусмотрена возможность установления законодательством РФ видов информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

В качестве примера установления видов информации в зависимости от ее содержания можно привести Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", в ч.1 ст.5 которого установлены следующие виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей:

1) информация, предусмотренная частью 2 данной статьи и запрещенная для распространения среди детей;

2) информация, которая предусмотрена частью 3 данной статьи с учетом положений ст.7-10 названного Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.     

В соответствии с ч.2 указанной ст.5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (в ред. Федерального закона от 29 июня 2013 года N 135-ФЗ) к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

________________

www.pravo.gov.ru, 2013, 30 июня.

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом;