Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (постатейный)

Комментарий к статье 6. Обладатель информации


Статья определяет правовой статус обладателя информации, понятие которого определено в п.5 ст.2 комментируемого Закона как лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. В Законе 1995 года об информации данное понятие не использовалось. Как отмечалось авторами проекта комментируемого Закона, использование понятия "обладатель информации" предусмотрено в соответствии с Гражданским кодеком РФ и с учетом Федерального закона "О коммерческой тайне". При этом указывалось, что данная конструкция позволяет в условиях российского законодательства решить вопрос о принадлежности информации и правомочиях ее обладателя.

В части 1 комментируемой статьи перечислены субъекты, которые могут выступать в качестве обладателя информации, - это граждане (физические лица), юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальное образование. Данная норма закреплена соответственно положениям п.1 ст.2 части первой ГК РФ, предусматривающим следующее: участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица; в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

В соответствии с положениями ст.17 части первой ГК РФ правоспособность гражданина (способность иметь гражданские права и нести обязанности) возникает в момент его рождения и прекращается смертью. По общему правилу, закрепленному в п.1 ст.21 данного Кодекса, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. В статьях 21 и 27 части первой ГК РФ предусмотрены случаи приобретения гражданской дееспособности в полном объеме и ранее достижения 18-летнего возраста, в частности, при вступлении в брак, эмансипации.

Понятие юридического лица определено в ст.48 части первой ГК РФ, в п.1 которой (здесь и далее - в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ) указано, что юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В соответствии с п.3 ст.49 данного Кодекса правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Как предусмотрено там же, право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

________________

www.pravo.gov.ru, 2014, 5 мая.


Положения, определяющие Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования как субъектов гражданского права, закреплены в ст.124 части первой ГК РФ:

Российская Федерация, субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п.1);

к субъектам гражданского права, указанным в п.1 статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п.2).

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

Данное правило закреплено соответственно положениям ст.125 части первой ГК РФ, определяющим порядок участия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством:

от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.1);

от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п.1 статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.2);

в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п.3).

В положениях ч.3 комментируемой статьи предусмотрены права обладателя информации, а в положениях ч.4 статьи закреплены обязанности обладателя информации. Иначе говоря, в данных положениях определены элементы правового статуса обладателя информации. Права обладателя информации сформулированы с оговоркой "если иное не предусмотрено федеральными законами". Как представляется, такая же оговорка подразумевается и в отношении обязанностей обладателя информации.

В соответствии с ч.3 комментируемой статьи обладатель информации вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа.

Как отмечено в Определении КС России от 15 апреля 2008 года N 287-О-О, данный пункт действует в нормативном единстве с другими положениями комментируемого Закона, в частности о праве гражданина на получение от органов публичной власти, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ч.2 ст.8); об информации, доступ к которой не может быть ограничен (ч.4 ст.8); о принципах установления ограничения доступа к информации (ст.9); о праве на обжалование в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд решений и действий (бездействия) органов публичной власти, общественных объединений, должностных лиц, нарушающих право на доступ к информации (ч.6 ст.8). Соответственно, КС России признано необоснованным утверждение заявителя о том, что оспариваемое им законоположение допускает произвольное, по усмотрению федерального органа исполнительной власти, иного обладателя информации отнесение информации к категории ограниченного доступа;

________________

СПС.

2) использовать информацию, в т.ч. распространять ее, по своему усмотрению.

Распространение информации регламентировано статьей 10 комментируемого Закона, в ч.1 которой предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Случаи и условия обязательного распространения информации согласно ч.5 указанной статьи устанавливаются федеральными законами;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании.

Предоставление информации регламентировано также статьей 10 комментируемого Закона, в соответствии с ч.4 которой предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией. Случаи и условия обязательного предоставления информации, в т.ч. предоставление обязательных экземпляров документов, согласно ч.5 указанной статьи устанавливаются федеральными законами;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами.

В части 2 ст.17 комментируемого Закона предусмотрено, что лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в т.ч. с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Соответственно, перечень прав обладателя информации сформулирован в ч.3 комментируемой статьи открытым.