В статье определен перечень принципов, на которых основывается правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. Ранее соответствующее регулирование содержалось в положениях п.2 ст.3 Закона 1995 года об информации, обозначающих следующие основные направлениями государственной политики в сфере информатизации:
обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
формирование и защита государственных информационных ресурсов;
создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве РФ;
создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;
содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
поддержка проектов и программ информатизации;
создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;
развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.
В отношении перечисленных в комментируемой статье принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации необходимо отметить следующее.
Свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом (п.1).
Данный принцип соответствует предусмотренному в ч.4 ст.29 Конституции РФ праву каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Как отмечалось в Постановлении КС России от 31 марта 2011 года N 3-П, предполагается, что реализация данного конституционного права возможна только в порядке, установленном законом, и что федеральный законодатель правомочен определить законные способы получения информации.
________________
СЗ РФ, 2011, N 15, ст.2191.
Установление ограничений доступа к информации только федеральными законами (п.2).
В этом принципе нашли свое отражение две конституционные нормы: норма ч.4 ст.29 Конституции РФ, предусматривающая, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом, и норма ч.3 ст.55 Конституции РФ, устанавливающая, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами (п.3).
В свою очередь, статья 4 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" называет следующие основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: 1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; 2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; 3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом; 4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Равноправие языков народов РФ при создании информационных систем и их эксплуатации (п.4).
Данный принцип основан на норме ч.3 ст.68 Конституции РФ, в соответствии с которой Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Как определено в п.1 ст.2 Закона РФ от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" (название в ред. Федерального закона от 24 июля 1998 года N 126-ФЗ), равноправие языков народов РФ - это совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. В указанной статье 2 также закреплены следующие государственные гарантии равноправия языков народов РФ: Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения (п.2); Российская Федерация гарантирует каждому право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания (п.3); равноправие языков народов РФ охраняется законом; никто не вправе устанавливать ограничения или привилегии при использовании того или иного языка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ (п.4).
________________
Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, N 50, N 1740; СЗ РФ, 1998, N 31, ст.3804.
Обеспечение безопасности РФ при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации (п.5).
В свою очередь, в ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" названы следующие основные принципы обеспечения национальной безопасности: 1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; 4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; 5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
________________
СЗ РФ, 2011, N 1, ст.2.